Почему до сих пор не раскрыта тайна гибели ташкентского «Пахтакора»

пахтакор
«Пахтакор» / Источник: Кадр с видео Youtube
11 августа 1979 года в небе над Днепродзержинском столкнулись два авиалайнера Ту-134, унеся жизни 178 человек

Прошло почти 40 лет, но исчерпывающих ответов на вопрос, что же произошло в небе Днепродзержинска, так и не существует. Кроме официальной версии - столкновения по вине диспетчеров, существуют и альтернативные. Подтвердить или опровергнуть их пока невозможно из-за того, что на все официальные документы по этому делу нанесен гриф секретности.

Самая страшная авиакатастрофа СССР

Ранним утром 11 августа 1979 года с взлетной полосы аэропорта Ташкента взмыл в свой последний полет Ту-134 с бортовым номером 65735, на котором находились 84 человека, включая 12 детей и 17 представителей узбекского футбольного клуба «Пахтакор».

Схема столкновения двух Ту-134 в 1979 году под Днепродзержинском. Источник wikimedia.org. Автор Alex Alex Lep
Схема столкновения двух Ту-134 в 1979 году под Днепродзержинском. Источник wikimedia.org. Автор Alex Alex Lep

Лайнер должен был пролететь по маршруту Ташкент—Гурьев—Донецк—Минск и доставить команду на календарную игру чемпионата СССР, начало которой назначили на 13 августа.

Немного позднее из Челябинска вылетел другой Ту-134 (65816). Его экипаж из 6 человек перевозил 88 пассажиров, включая 24 детей, в Кишинев, столицу советской Молдавии.

По невероятному стечению обстоятельств, эти два самолета, являвшиеся песчинками воздушного океана, примерно в 13:35 по московскому времени столкнулись на высоте 8400 метров, унеся жизни всех находящихся на их бортах людей.

Ужас куриловской свадьбы

Жители расположенного под Днепродзержинском села Куриловка в этот день праздновали свадьбу. Взрыва не слышал никто, но, когда с неба начали, в буквальном смысле этого слова, сыпаться обломки, вещи и фрагменты тел людей, сельчане остолбенели. Появившиеся позднее слухи утверждали, что несколько человек даже умерло на месте от увиденного.

Большинство сельчан, поняв, что спасти никого не удастся, упали на колени и начали молиться. Но были и мародеры, которые сели на велосипеды и отправились собирать сохранившиеся ценные вещи.

По свидетельству одного из очевидцев, подавляющее большинство тел было разорвано на части. То ли от взрыва в небе, то ли от удара о землю. Только одно тело мужчины в клетчатой рубашке было более-менее целым, но никаких признаков жизни не подавал и он.

Через короткое время на место происшествия прибыла милиция и военные. Зону разброса обломков, тел и личных вещей (16х3 км) немедленно оцепили, а со всех свидетелей происшествия взяли подписку о неразглашении информации.

За «железным занавесом»

Советский Союз был закрытой страной, в которой не считалось правильным информировать сограждан об авиакатастрофах и других серьезных происшествиях. Но тут случай другой, погибла целая футбольная команда, на матч с которой в Минске планировали посмотреть около 30 тысяч человек. А за ходом чемпионата СССР по футболу, в котором «Пахтакор» находился на лидирующих позициях, следили десятки миллионов советских граждан.

Погибший «Пахтакор» 1979 года. Кадр из youtube.com
Погибший «Пахтакор» 1979 года. Кадр из youtube.com

Неудивительно, что о трагедии первой сообщила зарубежная радиостанция «Радио «Свобода». Сначала загудела Москва. Болельщики рассказывали разное. Основной из версий стала история о том, что небо над Украиной освободили для пролета литерного самолета с Леонидом Брежневым на борту. Соответственно, все остальные пассажирские самолеты «загнали» в узкие коридоры, создав условия для жуткой авиакатастрофы.

Официальная Москва несколько дней молчала будто набрав в рот воды, только газета «Правда Востока» напечатала небольшой некролог об игроках и тренерах футбольной команды «Пахтакор».

Всем родственникам жертв трагедии выплатили пособие в размере одной тысячи рублей, а детям погибших назначили ежемесячную пенсию в 120 рублей. По мнению властей, этого было вполне достаточно, чтобы «закрыть людям рты». Но руководитель КГБ Юрий Андропов подстраховался, потребовав взять со всех родственников подписку о неразглашении государственной тайны.

Похороны национальных героев

Весь Узбекистан рыдал, узнав о трагедии, сотни людей жили в аэропорту Ташкента, ожидая, когда на родину вернут останки 14 футболистов, второго тренера, врача и администратора «Пахтакора», погибших в авиакатастрофе.

17 августа по Ташкенту прошла многотысячная демонстрация, сопровождавшая цинковые гробы. В них, как потом выяснилось, находились не тела погибших, а обычная земля с места падения обломков.

Оперативная съемка похорон футболистов «Пахтакора». Кадр youtu.be
Оперативная съемка похорон футболистов «Пахтакора». Кадр youtu.be

Впрочем, удивляться особо нечему. В то время привычной сегодня экспертизы ДНК не существовало, и определить принадлежность фрагментов тел было практически невозможно. По решению КГБ СССР, родственникам жертв доставили цинковые гробы с землей, а открывать их запретили под страхом тюремного заключения.

Узбекистан был на грани стихийных волнений, а его руководителю Шарафу Рашидову даже пообещали место в Политбюро ЦК КПСС, если он сумеет снизить напряженность.

Мистика гибели «Пахтакора»

11 августа 1956 года в Ташкенте торжественно открыли стадион «Пахтакор», а ровно через 23 года одноименная команда погибла в самой масштабной авиакатастрофе Советского Союза. В момент трагедии по по узбекскому телевидению демонстрировали спектакль Театра оперы и балета имени А. Навои «Бессмертие».

Памятная плита со списком всех погибших членов команды «Пахтакор». Источник wikimedia.org
Памятная плита со списком всех погибших членов команды «Пахтакор». Источник wikimedia.org

Тренер команды Олег Базилевич не попал в погибший самолет из-за того, что улетел на день раньше проведать своего сына, зато игрок молодежного состава18-летний Сирожиддин Базаров, сел на злополучный рейс, хотя должен был лететь в Минск днем ранее. За день до трагедии к нему приехал в гости отец…

Капитан «Пахтакора» Михаил Ан. Фото wikimedia.org
Капитан «Пахтакора» Михаил Ан. Фото wikimedia.org

Массажист клуба Дворников, который всю ночь с друзьями отмечал день своего рождения, банально проспал, не успев к взлету. Также не рассчитал время и не успел к отлету Анатолий Могильный. На его место сел Михаил Ан. Травмированный футболист не должен был лететь в Минск, он приехал в аэропорт просто проводить друзей. Но они уговорили его отправиться в этот последний рейс.

Некоторые футболисты как будто чувствовали приближение трагедии. Владимир Федоров обругал жену, положившую в его чемодан черную рубаху, а Виктор Чуркин привел накануне отлета свою квартиру в полный порядок, хотя ранее не вбил в доме ни одного гвоздя.

Администратор команды Мансур Талибджанов вечером перед отлетом составил список всех своих кредиторов, которым нужно было во что бы то ни стало вернуть одолженные деньги.

Секретное следствие

Расследование обстоятельств самой масштабной авиакатастрофы Советского Союза проходило в обстановке строжайшей секретности. Виновными в столкновении самолетов признали 20-летнего авиадиспетчера Николая Жуковского, работавшего на данной должности лишь 4 месяца, а также его начальника, 28-летнего Владимира Сумского.

По мнению членов следственной комиссии, они нарушили правила радиообмена, своевременно не разведя авиалайнеры по различным воздушным эшелонам. Другие версии случившегося даже не рассматривались, а оба диспетчера отправились на 15 лет в места заключения.

Владимира Сумского освободили через 6,5 лет за хорошее поведение, а вот следы Жуковского теряются. По некоторым данным, он в тюрьме покончил жизнь самоубийством.

Памятник футбольной команде «Пахтакор», погибшей в авиакатастрофе 11 августа 1979 года. Улица Шевченко, пгт Куриловка, Петриковский район, Днепропетровская область. Источник wikimedia.org
Памятник футбольной команде «Пахтакор», погибшей в авиакатастрофе 11 августа 1979 года. Улица Шевченко, пгт Куриловка, Петриковский район, Днепропетровская область. Источник wikimedia.org

После краха СССР появилась информация о присутствии в воздухе литерного борта и о том, что в уплотненном воздушном пространстве находилось 12 самолетов, вместо максимально допустимых 10. Тренер того «Пахтакора» Олег Базилевич утверждал, что оба самолета были просто-напросто сбиты средствами советского ПВО, по ошибке диспетчеров оказавшись в зоне секретного военного объекта.






Отказывал двигатель, неоднократно отменялись взлеты: загоревшийся в Анталье российский самолет SSJ-100 уже попадал в ЧП
Путешественники Сергей Федотов и Алена Калагурова погибли при крушении частного самолета в Приморье