Перезапуск российского лоукоста оказался супер-успешным

Экономический кризис вдохнул новую жизнь в российский лоукост

Экономический кризис вдохнул новую жизнь в российский лоукост

Российский лоукост воспрял из пепла экономического кризиса. Компании, работавшие по принципу «дешево и сердито» - когда клиент платит мало и получает соответственный объём комфорта, услуг и внимания к себе – ушли в прошлое. Многие разорились, другие же просто перестали быть лоукостерами, освободив рынок для новых игроков. И новички не заставили просить себя дважды.

Репутация – это всё

Слово лоукост (от англ. low cost – низкая стоимость) не было придумано как отрицательная характеристика. Тем не менее, наложенный на российскую реальность последних лет, термин «лоукост» приобрел устойчиво негативный оттенок для многих потребителей.

Немалый вклад в это сделали громкие банкротства нескольких авиакомпаний, которые в свое время, собственно, и ввели понятие лоукостер в широкий обиход. Немудрено, что после их ухода лоукост в России провозгласили безвременно почившим, а в сознании потребителя он стал практически синонимом дешёвых (и не самых комфортных) авиаперелётов. Многочисленные провалы проектов в сфере гражданской авиации изрядно подпортили репутацию лоукост-модели на российском рынке.

Меж тем круг компаний, работающих по схеме лоукоста, во всех цивилизованных странах вовсе не ограничивается авиаперевозчиками. В России же редкие «не перелётные» бренды только начинают осторожно осваивать рынок лоукоста. По иронии судьбы, экономический кризис - который, к слову, и стал концом для основной части отечественных «демократичных» перевозчиков, - в итоге вдохнул в умирающий российский лоукост новую жизнь. 

Весной на рынок вышел первый - и пока единственный – серьезный банковский лоукостер «Почта Банк». Предполагалось, что все это время совместный проект ВТБ и «Почты России» будет работать в убыток, однако по итогам трёх кварталов он не только вышел в «ноль», но и принес чистую прибыль в 761 млн руб.

Как это работает

Принцип работы всех лоукостеров предельно прост: снижение цены для конечного потребителя достигается не за счет снижения качества услуг, а за счет отказа от навязывания лишних. А также путем сокращения собственных издержек. Именно по этому критерию многие российские компании, именовавшие себя лоукостерами, на самом деле таковыми не являлись.

Что касается удачных примеров реализации такой бизнес-модели в современной России, их пока немного, но они есть; и уже показали, каким потенциалом обладает только начинающий развиваться лоукост-сегмент. Практика «Почта Банка» в этом смысле стала беспрецедентной для российского рынка финансовых услуг, в том числе потому, что является первым опытом перехода от «традиционного» бизнеса на лоукост-модель, а не наоборот. И опыт оказался более чем успешным.

На чем экономят банки-лоукостеры

Запас необязательных издержек, которые банк может сократить без ущерба для качества сервиса и комфорта клиента, на самом деле, отнюдь не мал.  Главные статьи расходов, на которых можно сэкономить:

1. Кассовое обслуживание. «Касса – это самый дорогой элемент банковского обслуживания», - констатирует первый заместитель президента-председателя правления банка Георгий Горшков. Поэтому банк сразу от него отказался в пользу обычных банкоматов – и не прогадал. Финансовые показатели за первые 9 месяцев работы превзошли самые смелые ожидания по части прибыли.

2. Аренда, ремонт и оборудование офисов. Одна из главных статей экономии лоукостеров. Размещение в бывших клиентских центрах Лето Банка и  помещениях почтовых отделений позволило «Почта Банку» не просто сэкономить колоссальные средства, но и уже на стартовом этапе развития вложиться в масштабное развитие региональной сети. Сегодня банк присутствует в 60 регионах. По величине сети он вышел на второе место на всем отечественном рынке финансовых услуг и имеет уже 5 тыс. точек. «И в ближайшие годы мы продолжим наращивать региональное присутствие темпами, сопоставимыми с текущими», - не сомневается президент-председатель правления «Почта Банка» Дмитрий Руденко.

3. Найм и обучение персонала. Во многом успех лоукост-проектов - как в целом, так и в банковском секторе в частности – обеспечивают те новые форматы предоставления услуг, которые они выводят на рынок.  Формат, найденный «Почта Банком», сработал на «ура»: сегодня сотрудники около 2 тысяч отделений «Почты России» по всей стране могут предоставлять клиентам простейшие – они же, как правило, и самые востребованные – банковские услуги. До конца года банк планирует открыть около 4100 рабочих мест для сотрудников почты.  

«Нас раньше часто спрашивали, сколько вы потратите денег на ремонт почтовых отделений. А мы говорим: нисколько, - вспоминает Горшков. – Целью нашего проекта было донести базовые финансовые услуги до самого отдаленного уголка страны. А для этого не нужно делать ремонт, для этого нужно только обучить сотрудника и поставить терминал, вот и всё».

Лоукосту – быть?

Таким образом, за время недолгой пока посткризисной «передышки» российский лоукост успел не просто напомнить о своем существовании, но и доказал свою полную жизнеспособность и, более того, необходимость в непростых экономических условиях. Он стал идеальным ответом на поиски бизнеса новых моделей выживания, с одной стороны, и стремление потребителей сокращать свои расходы, с другой. И хотя настоящих лоукостеров на российском рынке по-прежнему можно пересчитать по пальцам, успех первопроходцев дает надежду на то, что многие  равно или поздно захотят последовать их примеру.



автор