В Московском метро ездит тематический поезд, посвящённый русскому авангарду
По Кольцевой линии Московского метро ездит тематический поезд, посвященный русскому авангарду. Проект «Интенсив ХХ» осуществлен Государственной Третьяковской галереей. В течение полугода станция «Парк культуры» будет знакомить жителей и гостей столицы с шедеврами нашего искусства.
На поезде метрополитена представлены фрагменты 78 картин отечественных авангардистов - Малевича, Гончаровой, Петрова-Водкина, Лентулова, Булатова и других. А в вестибюле станции метро «Парк культуры» между кольцевой и радиальной линиями установлены объемные фигуры трех «Девушек на Волге» Кузьмы Петрова-Водкина. На место четвертой может встать любой прохожий и сфотографироваться. Оставить, так сказать, свой след в современном искусстве.
- Все мы можем гордиться нашим искусством ХХ века. Искусство прошедшего столетия недооценено российским зрителем. Это тот век, который вывел русское искусство в абсолютный авангард художественного процесса. Главная икона ХХ века - это «Черный квадрат» Малевича, - уверена директор Третьяковки Зельфира Трегулова.
За рубежом свои «иконы». Ни о какой недооценке творчества американских, британских и разных прочих шведов речь не идет. Наоборот, самые причудливые картины, скульптуры и иные артефакты расхватываются, как горячие гамбургеры, и продаются за баснословные деньги. И чем эпатажнее будет выглядеть произведение современного творца, тем оно будет продано дороже.
Предлагаются ценителям прекрасного на Западе самые дикие вещи. А уж коли они вызывают тошноту, значит, автор рано или поздно станет классиком. Так, в Великобритании в стеклянном сосуде - хорошо, что в герметичном! - выставлялись экскременты поп-звезды Эми Уайнхаус. Коллекционер из США приобрел в Лондоне ношеные трусики Бритни Спирс, забытые певицей в отеле. Красовались они в рамочке и получили название «Запах музыки».
Зубы - на полку
Самый знаменитый и богатый современный авангардист - Дэмиен Херст. Его четырехметровая тигровая акула в формальдегиде «уплыла» за 6,5 миллиона фунтов стерлингов, а платиновый череп с настоящими зубами, украшенный 8601 бриллиантом, - за 50 миллионов. Теперь шедевр радует глаз на полке в штаб-квартире консорциума.
В цюрихском музее Кунстхаус я вошел в зал, где стояло выдающееся произведение искусства - штуковина размером с паровоз и так же выглядящая. «Нажми», - прочитал я надпись на полу рядом с кнопкой. Сказано - сделано. Поршни и колеса махины потихоньку задвигались, раздался скрежет, и тут огромная фиговина вдруг отвалилась и упала на пол. На грохот сбежались служители «культа». Вскоре из их криков я понял, что с меня требуют сумасшедшие деньги за порчу экспоната. Едва отбился: нашлись свидетели, что я поступил именно так, как призывала табличка у «паровоза».
Так что российский авангард по-любому более гуманный. А уж о художественных достоинствах искусства пусть судят специалисты. О чем и напомнил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, говоря о выставке Фабьена Фабра:
- Современное искусство не все понимают, и это совершенно нормально.
Имей в виду
Авангард - искусство, рвущее с традиционной живописью и скульптурой. В нашей стране он возник с 1900 по 1932 год, когда был запрещен. Возродился во времена Н. С. Хрущева, хотя вновь подвергся гонениям.