3D-будущее уже наступило: как изменить мир, сидя за компьютером

Художник и предприниматель Александр Бугаков занимается 3D-сканированием уже около трёх лет. Источник: личный архив Александра Бугакова

Александр Бугаков — художник по образованию, но картин он сейчас почти не пишет: не хватает времени. Ему интереснее другое дело, более загадочное, — трёхмерное сканирование. В интервью порталу EG.RU Александр рассказал, как самые современные технологии облегчают жизнь и работу людей, а еще объяснил, как создаются и для чего нужны виртуальные 3D-модели помещений, зданий и ландшафтов

А началось всё несколько лет назад: тогда Александр Бугаков и несколько его единомышленников серьёзно увлеклись изучением самых топовых на тот момент технологий. Простым любопытством, как это обычно бывает, всё не ограничилось. Молодые люди придумали, как можно реально помогать людям, используя последние достижения технической мысли.

Зачем нужно 3D-сканирование

«Существует ряд технологий получения пространственных данных о местности. Мы делаем это при помощи дронов. В основе самой технологии лежат классические методы математики и землеустройства, которые не сильно изменились ещё с XVIII-XIX веков.

Современные вычислительные мощности и алгоритмы позволяют производить все расчёты на качественно новом уровне. Вообще, людям без нашей помощи, чтобы создать чертёж того или иного уже существующего объекта, пришлось бы очень долго лазать там с рулеткой, карандашом и бумагой. Мы же можем почти сразу создать трёхмерную модель, сопроводив её подробным описанием».

Творчество в технологиях: у искусства нет границ

Александр Бугаков обрабатывает результаты сканирования — идёт анализ «облака точек», из которого получится виртуальная модель какого-то крупного объекта.
Источник: Instagram.

«Мир стремительно меняется. Мы с коллегами наткнулись на такое понятие, как "компьютерное зрение". Нас это невероятно заинтересовало. С одной стороны, это был меркантильный вызов (давайте попробуем заняться тем, что не требует больших вложений и будет стремительно развиваться), а с другой стороны — это вызов творческий.

Наступила не только новая технологическая эпоха. Мы также живём и в новую культурную эпоху.

Если постмодернизм искал границы применения искусства (Казимир Малевич говорил, что за его "Чёрным квадратом" искусства нет), то новое время говорит, что границ у искусства просто нет. Современный художник может заниматься всем, чем угодно — строить шаттлы, дирижабли, тренировать нейросети или создавать трёхмерные модели построек и ландшафтов.

Моя задача, как художника, — это преобразование мира при помощи новых средств, которых раньше у меня просто не было».

«Помогаем сделать этот мир лучше»

«Чтобы реально помогать людям, нужно работать всё-таки с бизнесом. Тут все хотят вполне конкретных вещей. Есть чёткие требования, задачи, которые мы обязательно поможем решить. А потребитель, которому эти технологии нужны ради развлечения, — это человек, вокруг которого нужно развивать крутой, навороченный сервис.

Что касается частного строительства — мы можем просканировать участок на сложной рельефной местности. Это большое подспорье архитектору, который может встроить в эту модель свой объект.

Когда мы реально помогаем сделать этот мир лучше — технология работает. Навязывать эту услугу там, где она не требуется, — нет смысла. Это нерационально».

Здания и землю «щупают» дронами

Александр Бугаков «колдует» над своим главным рабочим инструментом — летающим дроном.
Источник: Instagram.

«Во время нашей работы мы используем дроны. На них находится камера, которая подходит под наши задачи. На работу мы также берём с собой лазерную рулетку и устройство для GPS-позиционирования. Обязательна обычная фотокамера, чтобы работать в тех местах, где невозможна съёмка с дрона.

Для создания трёхмерной модели мы анализируем оптический поток, поэтому вся техника связана именно с этим. За несколько лет нашей работы были случаи, когда мы самостоятельно дорабатывали технику. Случались и потери — дроны терпели крушения, застревали в ветках деревьев».

Марсианские технологии — на Земле

«В компьютерной науке есть такое направление, как визуальная одометрия — это определение положения устройства в пространстве при помощи изучения серии фотографий, которые снимает это самое устройство. По такому принципу работает марсоход Curiosity — он оснащён камерами и, сделав несколько снимков местности вокруг себя, он смещается и снова фотографирует.

Потом робот сравнивает изображения и на различиях строит свои предположения о пройденном расстоянии и «достраивает» окружающее пространство. Это и есть "компьютерное зрение", которое является алгоритмом, применимым к реконструкции местности, пространственной структуры. И мы занимаемся именно этим».

«Через несколько лет дронами будут управлять все»

Иногда даже простая лопата может внести неоценимый вклад в развитие технической мысли.
Источник: Instagram.

«Мы очень хотим, чтобы современные технологии реально делали жизнь лучше и несли пользу максимально широкому кругу лиц. Вообще, через несколько лет дронами будут управлять все, поэтому зацикливаться на этом не стоит.

Сама технология будет развиваться в глубину, в сторону более качественной обработки информации. Чертежи и модели будут гораздо круче. За анализом данных — будущее. Ну а мы собираемся максимально оперативно реагировать на вызовы рынка и работать в разных направлениях. Главное, чтобы это было интересно нам и полезно людям».