Дрессура или истязание? По миру идёт волна запретов аттракционов с животными
Скандал между Валерием НИКОЛАЕВЫМ и Эдгардом ЗАПАШНЫМ набирает обороты. Напомним вкратце: несколько месяцев назад в ток-шоу «Прямой эфир» актер ляпнул, что звери в Цирке на проспекте Вернадского содержатся в жутких условиях, Дескать, чем-то обколоты, не держат мочу и страшно воняют. Директор Большого Московского цирка оскорбился и подал в суд, потребовав 2,5 миллиона рублей компенсации за подрыв деловой репутации вообще и их с братом Аскольдом как дрессировщиков в частности. Вот только встретиться в суде истец и ответчик никак не могут. То один не явится, то другой заболеет, так что заседания приходится постоянно переносить.
Оставим разбирательство между людьми Фемиде и поговорим о цирковых животных. У российских дрессировщиков песня одна: мол, никакого насилия и побоев, только ласка, вкусняшка и уговоры. Но вы верите, что это в принципе возможно? Уговорить животное, особенно дикое, делать то, что ему не свойственно?
- За 22 года мы провели более сотни расследований. Сотрудничали с ветеринарными врачами, которые работают в известных цирках, получали информацию от случайных свидетелей. В нашей организации были люди из цирковых династий, знающие внутреннюю кухню не понаслышке. Помогали коллеги из фондов, приютивших списанных из цирков животных - с растянутыми позвоночниками, травмами, стрессом. Все это позволяет утверждать: гуманной дрессуры не бывает! - уверена президент центра защиты прав животных «ВИТА» Ирина Новожилова. - Когда мы установили скрытые камеры в цирке на Фонтанке в Санкт-Петербурге, в объектив за полтора года попали пять артистов - четыре заслуженных и один народный. Представляли они разные цирки, в том числе очень известные, но делали одно и то же: нещадно били животных. Помимо этого, мы показываем, в каких условиях живут звери: клетки, в которых не развернуться, громкая, бьющая по мозгам музыка.
- Почему же никто, кроме вас, не выступает в защиту цирковых животных?
- Есть ветеринары, которые не боятся говорить открыто. Просто цирковая индустрия очень сильна, и я знаю: если что, с той стороны начинаются звонки. У нас цирки с животными гораздо позже подверглись критике, а в мире уже 50 стран в той или иной степени запретили их именно потому, что информация открылась в полном объеме.
Кнут после пряника
- Работая на протяжении 30 лет ветеринарным врачом в цирке, я ежедневно сталкивался с суровым бытом закулисья. Этот опыт сделал меня сторонником идеи запрета жанра дрессуры, - поясняет Евгений Сибгатулин. - На 70 процентов моя практика состояла из лечения травм, нанесенных животным дрессировщиками. Все они говорят, что жестокое обращение вызывает лишь ответную агрессию со стороны зверя. Но можно ли добиться от хищника четкого исполнения трюка одним лишь лакомством? Вот пример из практики. Чтобы приучить молодого тигренка оставаться на тумбе, на нее кладут кусок мяса. Тигренок запрыгивает, но тут же, съев мясо, устремляется прочь. Однако как только он спускается, его начинают бить алюминиевыми прутьями. Так каждый раз: на тумбе малыша ждет лакомство, за ее пределами - жестокие побои. Информация фиксируется в памяти животного, и именно страх заставляет его оставаться на тумбе. Это только один из примеров так называемого метода гуманной дрессуры.
- Цирк с использованием животных - это систематическое насилие над ними, о чем свидетельствуют многие профессионалы, - вторит коллеге Елена Маруева, ветврач, магистр по поведению и защите животных. - Применяются крайне жестокие методы: избиение, лишение воды, пищи, электрошок. Например, медведя ставят на раскаленный лист железа, что заставляет его «танцевать» на горячей поверхности. Глубоко ошибочно мнение, что цирк учит детей любить животных. Наблюдая зверей в неестественной для них обстановке, дети видят в них лишь кукол, созданных для развлечения.
Из документального фильма «Российские звезды против цирка с животными», снятого зоозащитниками из центра «ВИТА».
Лайма ВАЙКУЛЕ:
- Ребята, которые работали в цирке, рассказывали, как дрессировщики собачек о стену швыряют в гримерке. А слоны за кулисами всегда стоят прикованные за ногу к клетке. Каждый раз, когда начинается мой концерт, я говорю: все, кто меня любит и уважает, не ходите в цирк, где дрессируют животных.
Михаил ШИРВИНДТ:
- Раза четыре у меня в «Дог-шоу» были профессионалы. Они делали такие трюки! Но видели бы вы полные ужаса глаза этих собачек, когда их подзывал улыбчивый хозяин. Я много ездил по миру. Практически нигде цирк с животными уже не существует. Потому что это такое издевательство, такие пытки! Весь этот фасад пропитан кровью и муками зверей.
Ольга ШЕЛЕСТ:
- Меня пригласили участвовать в проекте «Цирк со звездами», где нужно было освоить несколько дисциплин, в том числе дрессуру. Погрузившись в тонкости, я поняла, почему животные делают так, а не иначе, почему не набрасываются на дрессировщика. Потому что, когда они были маленькие, их избили палками так, что они никогда в жизни не поднимут ни лапу, ни клык на него. Лев, который отработал на манеже, из клетки по коридору бежит в свой вольер. Он никогда в своей жизни не стоял на земле - либо на опилках манежных, либо в клетке. Никогда не выходил на улицу. Поняв эту изнанку, я стала активно выступать против того, чтобы животные служили развлечениям людей.
Анна КОВАЛЬЧУК:
- Мишка получает палкой в одну ногу - поднимает. В другую - поднимает. И вот он «танцует». Ну какой родитель об этом рассказывает своему ребенку? А я рассказываю. И дети у меня не хотят в цирк и не хотят в зоопарк.
Линда НИГМАТУЛИНА:
- Если мы лишаем животных выбора, значит, мы не имеем права называться сознательными людьми. Мне кажется, не надо быть семи пядей во лбу, не надо смотреть разоблачительные фильмы, чтобы понимать, что происходит в цирке. Что это клетки - в любом случае. Что это истязания - моральные и физические - в любом случае. По-другому вы не добьетесь нетипичных движений от любого животного. Человек нормальный, мне кажется, никогда не допустит этого и никогда не поведет своих детей в цирк.