На макрорегионы Россию делят бюрократы и коррупционеры?

Минэкономики в предлагает разделить Россию на 14 макрорегионов / Источник: Изображение: Катерина Мартинович/ КП-Беларусь
Колумнист EG.RU Михаил Дымшиц - один из крупнейших в России теоретиков и практиков маркетинга и массовых коммуникаций - о том, почему нельзя разделять страну на экономические макрорегионы и чем запомнились подобные шаги в советские годы

Минэкономики в «Стратегии пространственного развития» предлагает разделить Россию на 14 макрорегионов. И хотя официального подтверждения этой информации пока не последовало, уже можно смело говорить о том, что отношение к подобной идее может быть только крайне отрицательным.

История про разделение страны на макрорегионы не нова. Такое уже случалось в социалистической экономике, и неоднократно. Наиболее крупные проекты были реализованы в 1923-1930 годах (24 района - ради первой пятилетки) и при создании хрущевских совнархозов в 1957-1965 годах. Третий проект существовал чуть более тихо и привлек меньше внимания (1966 - 1991 годы), он был очень сильно завязан на военной доктрине СССР. Ее суть - оборона каждого военного округа в полном окружении. Именно это привело к созданию большого количества дублирующих производств в разных районах страны. Они очень сильно давили и на без того невысокую экономическую эффективность социалистического хозяйства.

На РСФСР тогда приходилось 11 районов, Калининградская область была включена в Прибалтийский район.

Предлагаемое сейчас нововведение  в основном следует за делением на федеральные округа, которые создавались, в том числе, с целью борьбы с региональным сепаратизмом, появившимся, в общем-то, благодаря тем самым советским экономическим зонам.

Но до сих пор экономические связи в том же Поволжье и на Урале никак не хотят соответствовать делению на федеральные округа. Среди прочего, это связано с унаследованной структурой дорожной сети, рассчитанной на оборону округа, а не на развитие межрегиональных связей. Новый проект при этом провозглашает дальнейшее дробление зауральских территорий, что приведет к безумному несоответствию экономических потенциалов макрорегионов, что крайне негативно скажется на качестве управления всей этой структурой.

Первым же следствием такого деления станет формирование внутренних скрытых «таможенных» барьеров между макрорегионами, так как чиновники начнут бороться за рост внутрирегиональных показателей в ущерб естественно складывающимся отношениям между потенциальными бизнес-партнерами. И они с легкостью разрушат существующее ради создания примеров своего «управления».

То, что мы видим, - это очередная идея создания «точек роста» в любых её проявлениях. Вместо этого стоило бы снижать налоги и уменьшать администрирование во всей экономике, но куда там. Все это приносит России только коррупцию, перекосы и потери. Мы это все видели и в создании специальных налоговых зон или зоопарков, вроде «Сколково». Положительных последствий от этого никто и не вспомнит. Кроме тех, кто этим управляет.

Бюрократы создают себе новую игрушку для создания видимости своей необходимости. Реальной экономике эта новая административная идея будет только вредить.






Как не купить билет-фальшивку и не лишиться денег на карте
Как снизить негативное воздействие выбросов на окружающую среду. Мнение Дмитрия Зелеева