«Я усталый ютубер-миллионник»: популярный блогер World of Tanks — о своей работе и будущем онлайн-игр

Павел Суханов, более известный в интернете как Amway921, вот уже семь лет делает развлекательные и обучающие видео по одной из самых популярных онлайн-игр World of Tanks
Павел Суханов (Amway921)
Стример Павел Суханов (Amway921) на одном из мероприятий, посвящённом игре World of Tanks. Источник: личный архив Павла Суханова
Павел Суханов (Amway921) Павел Суханов (Amway921)

Его аудитория — это почти два миллиона подписчиков. Павла Суханова знают все, кто хоть когда-то устанавливал на свой компьютер знаменитую игру, посвящённую сетевым сражениям между грозными бронированными машинами.

В интервью EG.RU Amway921 рассказал о том, почему в World of Tanks играют миллионы людей, поделился секретами блогерской «видеокухни», прокомментировал главное изменение игровой индустрии последних лет — доминирование онлайн-развлечений над всеми остальными проектами — и объяснил, почему в сетевых играх нет души.

Зачем смотреть, как кто-то играет в онлайн-игру?

«В детстве мы ходили в гости друг к другу и просто смотрели, как кто-то играет на приставке. Со временем это переросло в то, что теперь мы можем наблюдать за чьей-то игрой через Интернет. И смотрят, в основном, не на саму игру, а на то, как человек реагирует на то, что происходит в процессе. Это превратилось для многих людей в огромную часть их вечернего досуга.

Происходит некий уход от естественных медиа-потребностей — раньше, когда все смотрели телевизор, выбора у людей никакого не было (людям показывали только то, что им «надо было знать»). По моему мнению, «телевидение по запросу» уже совсем скоро заменит обычное телевидение».

Почему World of Tanks стала одной из самых популярных онлайн-игр в мире?

«Успех этой игры, как мне кажется, связан с тем, что у нас у всех есть память о войне. Почти в каждом городе есть постамент, на котором стоит танк. Люди обожают танковые музеи. История Великой Отечественной войны для нашей страны является оплотом. День Победы празднуется каждый год всё с большим размахом. Эта игра как раз про это.

Разработчики всё очень тонко организовали — танки в игре есть разных наций, и играют в неё во всём мире. Интересно не только россиянам. Однако в нашей стране вся эта танковая история наиболее тепло принята. Эта игра была первой в таком сеттинге (окружающая среда, в которой разворачивается действие игры - прим.ред.), именно поэтому она смогла собрать у компьютеров всех, кто долго подобную тему ждал».

Как рождаются темы для видео и стримов?

Павел Суханов (Amway921)
Стример Павел Суханов (Amway921).
Источник: личный архив Павла Суханова

«Популярность можно завоевать только лишь если делать каждый день что-то разное. В этом вся фишка. Не нужно быть каким-то академиком и что-то постоянно выдумывать. Все идеи лежат на поверхности. Их нужно просто чередовать, время от времени возвращаясь в прошлое. На первый взгляд кажется, что в игре ничего нового нет, однако новостей, на самом деле, довольно много. Никакого информационного вакуума, когда мне нечего сказать своим зрителям, нет. Я постоянно анализирую, что лучше «заходит», что больше нравится людям.

Я много экспериментировал — ездил на производство компьютерных мышек и потом выкладывал на канал видеорепортаж, брал у разных интересных людей интервью. Но всё-таки лучше всего смотрят видео о танках. Именно поэтому в последнее время я стараюсь уделять больше внимания именно игре World of Tanks, время от времени разбавляя контент другими играми. Я не жду вдохновения, потому что у меня в последнее время сумасшедшая занятость. Я не успеваю даже нормально спать.

Недавно вернулся из Кёльна с конференции Gamescom. Был в Париже на турнире по игре «Rainbow Six». Параллельно я стараюсь каждый день выпускать какое-нибудь видео, и каждый вечер стримить. У меня нет времени флегматично составлять какое-то расписание, что-то предполагать».

Почему онлайн-игры вытесняют одиночные игры?

«Это вопрос очень болезненный и горький. В нашем детстве самыми популярными играми, разумеется, были игры «на прохождение», одиночные. Ты всегда мог сохраниться, выйти и продолжить с этого же места в другой раз. Со временем в нашу жизнь пришли MMO (массовые многопользовательские онлайн-игры — прим.ред.). В них нет начала и конца. Чаще всего они бесплатны. Авторы подобного рода развлечений живут за счёт внутренних транзакций, когда игроки покупают за реальные деньги какие-нибудь премиумные (отличающиеся особыми характеристиками - прим.ред.) танки, например.

За короткое время такие игры заработают в разы больше, чем любая, даже самая крутая одиночная игра. В наше время мир компьютерных развлечений устроен следующим образом: художники ради того, чтобы творить, больше в него не приходят. Люди зарабатывают деньги. На разовой продаже много не выручишь. Только внутриигровая торговля «разноцветными шмоточками», мечами и прочими вещами, которые никакой ценности не представляют, приносит стабильный и крупный доход. Это очень печально. Хороших одиночных игр за последнее время я почти не помню. Да и вообще можно купить игру в сервисе Steam, поиграть в неё пару часов и вернуть назад.

Сложившийся порядок вещей убивает индустрию. В одиночных играх есть душа, а в онлайне есть огромное количество времени, которое нужно потратить на то, чтобы чего-то достичь. Но конечного смысла в MMO-шках просто нет ».

О продолжительности жизни онлайн-игры

«Я несколько раз был в Китае и видел там удивительную картину — рынок онлайн-игр там просто огромный. Цикл жизни любого игрового многопользовательского развлечения там год-два. Разработчики предоставляют пользователям, которые вкладывают в игру кучу денег, реальные преимущества. И это абсолютно не зазорная история. Такие проекты зарабатывают очень быстро кучу денег, однако долго не живут — кому понравится проигрывать, если не хочется платить? Компания закрывается, меняет вывеску, меняет игру и начинает всё с начала.

Павел Суханов (Amway921)
Amway921 всматривается в будущее одиночных игр.
Источник: личный архив Павла Суханова

А вот такие игры, как World of Tanks или World of Warcraft, каким-то непостижимым образом пережили всех и по-прежнему собирают большое количество игроков в онлайне, хотя цифры, конечно, уже не такие высокие, как раньше. Я не знаю сколько Танкам ещё суждено прожить — может лет пятнадцать в сумме они протянут (недавно игре исполнилось восемь лет - прим.ред.)».

В какую сторону развивается World of Tanks?

«В целом мне всё нравится. В игре, конечно, есть куча минусов по сей момент. Разработчики, зачастую, не вступают в диалоги с игроками. Многим это не нравится. Но всё дело в том, что у них есть своя коммерческая тайна. Есть также целый ряд технических ограничений, которые простому человеку не видны.

Выполнять все пожелания пользователей просто опасно — постоянно добавляя или убирая «палочки из конструктора», можно добиться того, что всё рухнет. Разработчики с одной стороны кажутся вялыми и инертными, а с другой стороны ты всё понимаешь прекрасно, когда с ними общаешься. Постоянно появляются какие-то новости: вот недавно в Сеть попала информация, что в игре появится колёсная бронетехника.

Вообще ситуация вечная — «лебедь, рак и щука». Невозможно сделать так, чтобы все были довольны. Ты заходишь в игру и в тебя стреляет артиллерия и тебе это не нравится, а играющему на артиллерии нравится. И это, наверное, нормально».

Об артиллерии

Павел Суханов (Amway921)
Любите ли вы артиллерию так, как я люблю своего кролика?
Источник: личный архив Павла Суханова

«Вообще меня на вилы поднимут, если я начну артиллерию оправдывать. Но если серьёзно — это некое разнообразие. Разработчики всегда считали, что этот класс техники должен заставлять игроков шевелиться. Но все игроки во все времена отмечали — чем злее артиллерия, тем меньше движения. Никому не хочется получать урон, поэтому все прячутся и стоят. После ребаланса (изменение характеристик игрового вооружения - прим.ред.) всё стало поживее.

Однако никакого счастья от артиллерии нет — как она стреляла по технике игроков с хорошей статистикой, так и стреляет. Оправдать её наличие я могу — у этого класса есть поклонники, но меня лично, так как я играю на других танках, она бесит и злит бескрайне. Будучи волком я могу оправдать существование овец, но уважать их я не начну всё равно».

Почему игра World of Tanks не удержалась в киберспорте?

«Наша любимая игра проходит по схеме 15х15. Если говорить в этом ключе про киберспорт, то собрать на сцене 30 человек — это очень сложно. А если команд будет 20? Их нужно возить по разным странам, селить в гостиницах...Были эксперименты с самыми разными форматами, и 5х5 и 7х7. В киберспорте игра World of Tanks не могла существовать в том виде, в котором её полюбили игроки. Именно поэтому зрители не смотрели трансляции, так как ничему нельзя было научиться.

Второй момент, который погубил всю идею — это совершенно безалаберная работа сотрудников того отдела киберспорта, который когда-то был. Сколько времени и возможностей они упустили! Сколько раз игроки их просили сделать что-то...Но у них всегда был нос поднят до небес и ЧСВ (чувство собственного величия — прим.ред.) уровня горы Монблан. Они плевали на все пожелания игроков и делали так, как им было нужно. В основном всё рассыпалось, потому что они безответственно прожигали огромные бюджеты.

Возвращение World of Tanks в киберспорт практически невозможно. Сейчас многие топовые игроки собирают свои команды и устраивают «сабантуйчики» клан на клан. Недавно LeBwa (бывший киберспортсмен Дмитрий Палащенко) устроил турнир с участием сильнейшего европейского клана. Было очень круто! Наблюдать за битвой было всем интересно. Но мы не можем это делать систематически и профессионально, с миллионом камер, с комментаторами, чтобы у всех были зарплаты. Мы всё это делали на добровольных началах».

Хочешь сделать что-то хорошо — сделай это сам

Павел Суханов (Amway921)
Во время стримов Павел не всегда играет в танки - недавно в прямом эфире он собрал LEGO Bugatti Chiron.
Источник: личный архив Павла Суханова

«Я очень консервативный человек, и в этом мой минус. Я не могу доверить какие-то вещи людям, которые потенциально могут зафейлить (не справиться с задачей — прим. ред.) Всё делаю сам: сам наигрываю бои, сам монтирую, сам всё озвучиваю, сам делаю картинки ко всему этому, сам всё планирую.

С одной стороны это удобно, так как я могу засесть за работу в пять утра и мне не нужно никого будить, а с другой стороны времени не хватает ни на что. Моему каналу уже семь лет — я усталый ютубер-миллионник, который видел всё, который ничему не удивляется. Но я смог сохранить энтузиазм. И хотя я один занимаюсь своим каналом, вокруг есть очень много людей, с которыми мы обмениваемся информацией и так или иначе сотрудничаем. У нас большое и дружное сообщество. Это всё, что мне нужно. Для меня лично данный формат идеален.

Я не делаю мегамонтажей, потому что они отнимают очень много времени и под мой ежедневный формат выхода видео просто не подходят. Что бы ты не делал — для людей важно то, что ты говоришь. Это главное. По крайней мере пока. На западном, на американском YouTube очень крутое качество картинки у многих. У каждого свой навороченный вариант. Но то, что я делаю сейчас — всё это достаточно приемлемого качества, чтобы не стесняться показывать другим и даже самому пересматривать».

О «Битве блогеров»

Павел Суханов (Amway921)
Вступайте в мою команду - будем побеждать вместе!
Источник: личный архив Павла Суханова

«Битва блогеров» началась 28 августа и длиться она будет три недели — закончится этот проект 21 сентября. Разработчики собрали четверых известных танковых блогеров. Блогеры, в свою очередь, набирают команды игроков. Любой (даже самый неопытный) геймер может вступить в команду. Все турнирные достижения будут накапливаться. Каждый игрок будет выполнять свои задачи и получать призы. Успех каждого — это пополнение общей командной копилки. Блогер, чья команда добьётся наибольших успехов и будет состоять из наибольшего количества игроков, победит.

Всем игрокам команды, одержавшей триумф, достанутся красивые камуфляжи, ачивки (значки достижений — прим.ред). Никаких призов типа автомобиля не будет — это движуха ради движухи! Если вы хотите помочь мне и игре World of Tanks, то приходите в «Битву блогеров». Ничего сложного тут нет — не нужно иметь каких-то мегаталантов, чтобы все эти задачи выполнять. Присоединиться к команде можно в любой день, но чем раньше придёшь, тем больше сделаешь и больше получишь! Разработчики игры выбирали самых больших по влиянию блогеров для этого мероприятия.

Игроками командуют Amway921, Jove, LeBwa и Yusha. LeBwa – это оплот клановой борьбы и турнирного всякого разного, Yusha – это человек, который делает моды к игре (модификации, которые делают игру более комфортной — прим.ред.), Jove уже давно в игре, ну а я делаю обучающие видео. У каждого из нас есть своя аудитория — это максимальный охват. Именно поэтому нас, наверное, и выбрали.

Я бы, конечно, ещё расширил состав блогеров и пригласил к участию в битве таких людей, как EviL GrannY (его очень много людей смотрит, он очень хорошо играет, в прошлом занимался киберспортом) и Vspishka (он вообще первый начал делать видео по World of Tanks и мы все так или иначе по его стопам идём).

Все творения Павла Суханова можно посмотреть тут. Обязательно подписывайтесь на его канал, если вам интересен мир компьютерных игр.

Вам может быть интересно: