За какое массовое убийство СССР назвали «империей зла»

Мемориал рейсу 007 («Молельная башня» на мысе Соя, Япония). Автор shirokazan. Источник wikimedia.org
Мемориал рейсу 007 («Молельная башня» на мысе Соя, Япония). Автор shirokazan. Источник wikimedia.org
Эта трагедия поставила мир на грань реальной ядерной войны, но граждане Советского Союза об этом даже не догадывались, а сначала радовались удали отечественной ПВО

В ночь на 1 сентября 1983 года в дальневосточное воздушное пространство СССР вошел огромный пассажирский «Боинг-747» южнокорейских авиалиний. Рейс 007 по непонятным причинам отклонился от международной трассы Нью-Йорк – Анкоридж – Сеул. На его борту находились 23 члена экипажа и 246 пассажиров.

В 6 часов утра по местному времени в аэропорту Сеула собралось несколько десятков человек, которые планировали встретить своих близких, возвращавшихся из США. Но ни через час, ни позже самолет так и не прилетел.

Отказывались до последнего

Южнокорейский Боинг-747 в 1978 году в период работы в Condor Airlines. Источник wikimedia.org. Автор Buonasera
Южнокорейский «Боинг-747» в 1978 году в период работы в Condor Airlines. Источник wikimedia.org. Автор Buonasera

Удивленным людям рассказали, что у самолета возникли какие-то неполадки и он немного задерживается. Примерно в 10 часов кто-то «знающий» заявил, что по всем подсчетам у воздушного судна должно было уже закончиться горючее, но администрация аэропорта сообщила: пассажирский лайнер совершил вынужденную посадку на Сахалине, причин для беспокойства нет.

Еще через час МИД СССР проинформировал японского посланника (с Южной Кореей наша страна не имела дипломатических отношений) о том, что на Сахалине ни один иностранный самолет не совершал вынужденной посадки, а о местонахождении пассажирского Боинга-747 вообще ничего не известно.

Плановый и реальный маршрут полета Боинга-747, выполнявшего рейс 007 в ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 года. Источник wikimedia.org. Автор Донор
Плановый и реальный маршрут полета «Боинга-747», выполнявшего рейс 007 в ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 года. Источник wikimedia.org. Автор Донор

Только 3 сентября СССР признал, что лайнер южнокорейских авиалиний отклонился от курса, вошел в советское воздушное пространство более чем на 500 км и пролетел над важнейшими военными объектами страны. Советские истребители сопроводили его в нейтральное воздушное пространство, после чего вернулись на аэродром.

Но наши генералы не учли, что их переговоры перехватывались десятками радиостанций, представители которых сообщили о том, что «русские сбили пассажирский самолет».

Что случилось на самом деле

Николай Огарков на пресс-конференции 9 сентября 1983 года. Источник wikimedia.org
Николай Огарков на пресс-конференции 9 сентября 1983 года. Источник wikimedia.org

Далее отпираться не имело смысла, и 9 сентября начальник Генерального штаба ВС СССР Николай Огарков провел открытую пресс-конференцию. На ней журналистам рассказали, что пассажирский боинг совершал тщательно спланированную разведывательную акцию. Над островом Сахалин его перехвалил истребитель Су-15 и по команде командования сбил точно выпущенной ракетой. Самолет рухнул в пролив Лаперуза в 37 км южнее острова Сахалин. Все находившиеся на борту 269 человек, включая 23 детей в возрасте до 12-ти лет, погибли.

Сначала авиалайнер зафиксировали над Камчаткой, передали ему предупредительные сигналы, но экипаж не отвечал и, не меняя курс, вышел из воздушного пространства СССР.

После того как воздушное судно повторно вошло в советское воздушное пространство над Сахалином, его вновь перехватили наши истребители Су-15 и потребовали изменить курс. Из-за того, что пилоты не реагировали, авиалайнер было решено сбить ракетой «воздух-воздух».

Справедливости ради нужно отметить, что южнокорейская сторона категорически отвергла версию о том, что пилотов предупреждали о нарушении советского воздушного пространства, а СССР так и не предоставил доказательств попыток избежать подобной трагедии.

Отсюда однозначный вывод западной прессы: атака пассажирского самолета была террористическим актом, совершенным советскими военными.

Такая разная реакция

Сказать, что новость взорвала западное информационное пространство, – это не сказать ничего.

В США и Южной Корее на улицы вышли тысячи людей, которые требовали призвать к ответу «беспринципных коммунистов». Советские флаги сжигались даже сотнями, а некоторые особо отчаянные головы требовали нанесения ядерного удара по Москве.

Президент США Рональд Рейган. Источник wikipedia.org
Президент США Рональд Рейган. Источник wikipedia.org

Президент США Рональд Рейган открыто заявил, что СССР, который готов убивать мирных пассажиров, является «империей зла», и пообещал приложить максимум усилий для ее уничтожения. Он сдержит свое обещание, и всего через 8 лет экономические санкции разорвут Советский Союз на 15 частей.

А в СМИ СССР царила настоящая эйфория: уничтожение самолета преподносилось как подвиг военных, которые держат границу на замке, не допуская проникновения в наше воздушное пространство иностранных самолетов-шпионов.

О погибших людях вспоминали как-то вскользь. Зато тут же пошел гулять циничный анекдот о том, что СССР выслал в Южную Корею соболезнования за 20 минут до трагедии.

Цепь трагических обстоятельств

Поскольку обломки авиалайнера упали в пределах советских территориальных вод, то иностранным спасателям было категорически запрещено заниматься поисками тел погибших и «черных ящиков», которые сохранили все переговоры членов экипажа между собой.

Примерно через 2 месяца советские водолазы нашли место крушения и подняли «черные ящики». Но тел погибших в самолете не оказалось, за исключением нескольких фрагментов. Во всяком случае, такова официальная версия, которую никому так и не позволили проверить.

Кстати: Именно по мотивам этой катастрофы спустя несколько десятилетий снимут художественный сериал Lost «Остаться в живых», в котором представят, что могло бы случиться с пассажирами южнокорейского «Боинга», если бы они остались живы.

Кадр телесериала Lost «Остаться в живых»
Кадр телесериала Lost «Остаться в живых»

СССР отказался передавать «черные ящики» Международной организации гражданской авиации (ИКАО), мотивируя это тем, что переговоры членов экипажа подтверждают версию о разведывательной операции, а разглашать секретную информацию нельзя.

Только через 10 лет по личной инициативе Бориса Ельцина самописцы передадут экспертам ИКАО. Их данные подтвердят первоначальные выводы о том, что экипаж по собственной халатности неправильно выставил маршрут автопилота и залетел в воздушное пространство СССР абсолютно неумышленно.

Президент России Борис Ельцин во время передачи документов, касающихся катастрофы южно-корейского пассажирского самолета «Боинг-747», сбитого над Сахалином в ночь на 1 сентября 1983 года, Президенту Американской ассоциации родственников жертв катастрофы рейса КАЛ-007 Хансу Ефраинсон-Абту. Фото: Сенцов Александр / Фотохроника ТАСС
Президент России Борис Ельцин во время передачи документов, касающихся катастрофы южнокорейского пассажирского самолета «Боинг-747», сбитого над Сахалином в ночь на 1 сентября 1983 года, Президенту Американской ассоциации родственников жертв катастрофы рейса КАЛ-007 Хансу Ефраинсон-Абту. Фото: Сенцов Александр / Фотохроника ТАСС

Летевший со стороны Аляски на автопилоте «Боинг» вообще не менял своего направления. Он вошел в воздушное пространство СССР над Камчаткой, после чего благополучно вышел из него. И только в небе над Сахалином был уничтожен.

В 1993 году ИКАО разделила вину между пилотами «Боинга» и советскими военными, назвав гибель людей «цепью трагических обстоятельств».






«Что бы в жизни ни произошло, я до последнего вздоха с тобой»: блогер Александр Лещев рассказал, как погибла его жена
Озвучена драматическая причина глубокого падения Лены Полено: запила не просто так