Младшеклассники разучились писать, завязывать шнурки и не владеют ножницами

Школьники всё меньше работают руками. Из-за этого страдает умственное развитие, речь и умение системно мыслить
Советские школьники занимались в кружках и на уроке труда не отлынивали, поэтому и соображали намного лучше современных детей
Советские школьники занимались в кружках и на уроке труда не отлынивали, поэтому и соображали намного лучше современных детей
Советские школьники занимались в кружках и на уроке труда не отлынивали, поэтому и соображали намного лучше современных детей Советские школьники занимались в кружках и на уроке труда не отлынивали, поэтому и соображали намного лучше современных детей

Позвонила знакомой учительнице поздравить с началом учебного года - она вздыхает. И в числе прочих забот делится вот чем: программа с первого класса построена так, что привить ребятам элементарные навыки, например научить красиво писать, стало очень трудно. Школьники все меньше работают руками. Из-за этого страдает умственное развитие, речь и умение системно мыслить.

С Полиной Белугиной - преподавателем младших классов - мы знакомы 10 лет. Наши мальчишки, которые в следующем году станут выпускниками, учатся в одном классе. Началку Полина Сергеевна у нас не вела, но по школьным делам мы пересекаемся постоянно. Шесть лет назад, когда вводились новые образовательные стандарты и наша гимназия попала в число экспериментальных, учительница, чуть не плача, рассказывала, как это все внедряется:

- Нам сразу объяснили: берем курс на компьютеризацию. В школу завезли первую партию макбуков, и педагогов срывали с уроков и отправляли на обучение. Помню, приехала дама-инструктор и с каким-то нездоровым задором стала рассказывать, как это круто научить первоклашек рисовать на компьютере. Я задаю вопрос: для чего, если они вживую еще ничего не умеют? Дама обиделась…

Советские школьники занимались в кружках и на уроке труда не отлынивали, поэтому и соображали намного лучше современных детей
Советские школьники занимались в кружках и на уроке труда не отлынивали, поэтому и соображали намного лучше современных детей

Сейчас проблемы только обострились.

Предмета чистописания в начальной школе нет - он входит в курс обучения грамоте, но часов на него мало. Работа с прописью заканчивается к марту, когда мы проходим «Букварь». Предполагается, что к этому времени дети полностью овладели навыком письма. Начинается курс русского языка с бесконечными «проектами» - в нашей среде это слово стало уже ругательным. Ученик, едва придя в школу, должен разработать тему - как, например, получить мыло. В ФГОС это представлено так: поставить перед собой задачу, выдвинуть гипотезу, совершить аналитические действия, чтобы подтвердить или опровергнуть эту гипотезу, изучить разные источники и подготовить доклад. Понятно, что в большинстве случаев эту работу за ребенка делает мама или папа. Получается сплошная профанация. И, разумеется, никто ничего не пишет - все печатают. То есть уже с первого класса, так и не научившись пользоваться ручкой, дети переходят на компьютер.

Число «безруких» детей колоссально. Младшеклассники не умеют завязать шнурки, не владеют ножницами, не способны пользоваться раскраской. Занятия аппликацией - то, что раньше ловко делали в детском саду, - у многих вызывают трудности. Как-то на уроке технологии мы работали с витражной краской - почти никто не смог одновременно надавливать на тюбик и вести линию. Все это отражается на успеваемости.

Металлические конструкторы отлично развивают мелкую моторику
Металлические конструкторы отлично развивают мелкую моторику

Казалось бы, сейчас полно развивающих игрушек, но полезных мало, большинство из них - пустая трата денег. Помните, у нас в детстве были металлические конструкторы с шурупчиками и гаечками - вот это называлось развивать моторику. Сейчас их нет или стоят немерено - проще «Лего» купить.

В соседней школе, я слышала, учительница по своей инициативе предложила обучать письму, используя перьевые ручки, - это по-прежнему лучший способ поставить руку. Но возмутились родители - дескать, химические чернила для детей небезопасны. И учитель не смог им возразить. Наше мнение теперь не имеет значения - мы всего лишь оказываем «образовательные услуги», поэтому должны реагировать на любые безумные претензии.

И все-таки на родительских собраниях я не устаю повторять: каллиграфию никто еще не отменял. Но я гоняю ребят, гоняю - они пыхтят, бедные, но ничего у них не получается. Хочется, чтобы родители поняли: с детьми надо заниматься еще до школы и не поощрять бесконечное сидение в гаджетах.


Красивый почерк продлевает жизнь

Школы каллиграфии пользуются популярностью во всем мире. Есть они и в нашей стране. Те, кто решил поставить себе красивый почерк, порой даже не представляют, каким потенциалом овладевают.

Искусство красиво писать положительно влияет на психологическое состояние и даже помогает в реабилитации после нейрофизиологических травм, отмечает специалист по морфологии и эволюции мозга, завлабораторией развития нервной системы НИИ морфологии человека Федерального агентства научных организаций Сергей Савельев.

  • Мозг работает по простой схеме: какие области нагружаете, туда кровь и приливает. При занятиях каллиграфией включается такое количество нейронов, которое другим способом подключить невозможно. Для комплексного развития мозга важны не просто движения рук, которые есть и в других интеллектуальных занятиях, например шахматах. Нужны тонкие и точно координированные движения.
  • В Японии сотрудники некоторых компаний занимаются в обед каллиграфией – для этого приглашается учитель - сенсей. За счет таких тренировок и увеличения нейронных связей клерки чаще принимают более эффективные решения.
  • В Университете Вандербильта (США) сравнивали результаты по разным дисциплинам у двух групп студентов - одних учили красивому письму, других - нет. В первой группе успеваемость повысилась от 50 до 80 процентов.

Лучший способ поставить руку - писать пером
Лучший способ поставить руку - писать пером

  • Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером - все эти упражнения напоминают гимнастику цигун. Процесс письма восстанавливает дыхание и даже продлевает жизнь. Китайский каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет. Другой мастер, Дон Шупин, - 94 года.
  • У пациентов клиник, практикующих чистописание, замедляется пульс, снижается кровяное давление, уменьшается напряжение мышц. Страдающие болезнью Альцгеймера отмечают улучшение координации движений. Занятия каллиграфией помогают при аутизме, синдроме дефицита внимания и гиперактивности.

Творческая рутина

  • Писатель Валентин Катаев не признавал печатную машинку и все произведения писал от руки. Ему было важно видеть «живую» линию на белом листе.
  • Борис Пастернак выплескивал стихи на бумагу почти без правок - вся работа над словом велась у него в голове.
  • Владимир Набоков хранил под подушкой разлинованные листки, чтобы записывать внезапно пришедшие в голову мысли.

Без единой помарки

  • В Москве занятия чистописанием проводятся в Современном музее каллиграфии и Школе исторической каллиграфии. Курс - 20 академических часов, рассчитан на полтора месяца, стоимость - до 18 тыс. руб. Можно посетить бесплатные мастер-классы.
  • Приложения для смартфонов тоже помогут приобщиться к чистописанию. Но работать придется пальцем или стилосом.

ТОЛЬКО ФАКТ

  • В современной российской школе на правописание выделяется час в неделю. Для сравнения: Александр Пушкин в Царскосельском лицее занимался каллиграфией 18 часов в неделю.

Вам может быть интересно: