14 января православные отмечают Обрезание Господне. Что означает этот день?

Прообраз христианского крещения и знак отсечения земных страстей

С IV века христиане празднуют событие, о котором сказано в Евангелии от Луки, - обрезание Господне, совершившееся на восьмой день после рождения Иисуса Христа. Сегодня этот день также отмечается на восьмой день после Рождества Христова - 14 января по новому стилю. Обрезание Господне считается великим праздником Православной Церкви.

На восьмой день после Рождества младенец, рожденный Марией, по ветхозаветному обычаю, принял обрезание и получил имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом в День Благовещения Пресвятой Деве – 7 апреля по новому стилю. Назвать младенца Иисусом повелел Иосифу Обручнику и ангел, сообщивший ему, кого носит во чреве Мария.

По ветхозаветному закону, необрезанный не был посвящен Единому Богу, Творцу и Создателю и не мог быть причислен к народу Израилеву. Если бы Он не принял обрезания, никто из народа Израилева не признал бы в нем обетованного мессию, потомка Авраамова.

Обрезание было знаком союза между Авраамом и Богом. «И взял Авраам Измаила, сына своего и всех, рожденных в доме своем, и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова, и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог» (Быт. 17:9 и дал.).

Младенец был обрезан и наречен именем Иисус (Спаситель) в Вифлееме, где Святое Семейство находилось до прихода волхвов и бегства в Египет. Согласно толкованию Отцов Церкви Господь, Творец всего сущего исполнил закон и принял обрезание, являя пример того, как следует соблюдать Божественные установления. А также для того, чтобы никто не мог усомниться в том, что Иисус был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти. 

В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения. Как крещение, так и обрезание в богословском смысле означает отсечение земных страстей, истинное покаяние и обращение к новой жизни в Боге.

Праздник Обрезания Господня должен напоминать христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11). Обрезание Господне отмечают в один день с празднованием памяти святого Василия Великого. В народе этот праздник больше был известен как Васильев день.

В Малороссии, например, в этот день крестьяне ходили по домам с поздравлениями и добрыми пожеланиями. Совершался особый обряд, который в разных регионах назывался по-разному: авсень, усень, овсень, говсень, баусень, таусень. Все они происходят от слова «овёс». Именно овёс является основным элементом обряда: крестьянские дети ходили в Васильев день по домам селян и, распевая «засевальную песню» (в каждом селе свою), из рукава или мешка «сеяли» зёрна овса, пшеницы, гречихи или ржи. В некоторых деревнях вместо засевальных песен проговаривались пожелания: на счастье, на здоровье, на новое лето, «роди, Боже, жито пшеницю и всякую пашницу», «уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещёный». Эти обряды перекликаются с рождественскими колядами.

В праздник Обрезания в русских храмах после литургии служат молебен о новолетии – это заведено с тех пор, как Пётр I повелел считать началом 1700 года не 1 сентября, а 1 января, как в Европе.

 

Молитвы в день Обрезания Господня:

* На Престоле огнезрачнем в вышних седяй со Отцем Безначальным, и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли, от отроковицы неискусомужныя Твоея Матере, Иисусе: сего ради и обрезан был еси яко человек осмодневный, слава всеблагому Твоему совету: слава смотрению Твоему: слава снизхожению Твоему, Едине Человеколюбче.

* Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения яко Благ обрезует, дает спасение днесь миру: радуется же в вышних и создателев иерарх и светоносный, Божественный таинник Христов Василий.