Является ли антисемитом вице-спикер Пётр Толстой?
Является ли антисемитом вице-спикер Петр Толстой?
Громкий скандал разгорелся, когда бывший телеведущий, а ныне вице-спикер Госдумы Петр ТОЛСТОЙ прокомментировал информацию о том, что 200 тысяч человек подписали петицию против возвращения Исаакиевского собора Русской православной церкви. Он охарактеризовал их столь нелестным образом, что многие восприняли его слова как разжигание межнациональной розни.
Вот что депутат Петр Толстой сказал дословно: «Не могу не заметить удивительный парадокс: люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив там… из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году, сегодня их внуки и правнуки, работая в разных других очень уважаемых местах - на радиостанциях, в законодательных собраниях, - продолжают дело своих дедушек и прадедушек».
На него сразу обрушилась лавина критики и обвинения в антисемитизме. Толстой быстро отреагировал и на это: «Только люди с больным воображением и не знающие истории своей страны могут усмотреть в моих словах «признаки антисемитизма». Это было, напротив, предостережение от повторения событий, случившихся 100 лет назад, после которых были разгромлены тысячи храмов, а сотни тысяч людей были сосланы и расстреляны».
Черта оседлости
Между тем в антисемиты Толстого записали многие. И не только такие экзотические персонажи, как блогер Антон Носик, который назвал его «дураком» и «упоротым наци-спикером». Мнение отморозка Носика, прославившегося слоганом «мертвый сириец лучше живого», нормальных людей не интересует в принципе. Но вот что заявил глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин: «Он говорит как праправнук человека, в свое время преданного анафеме Православной церковью России. (Имеется в виду Л. Н. Толстой. - М. В.) Значит ли это, что он несет такую же ответственность за то, что происходило в 17-м году с храмами православной церкви, когда рушили их, конечно, не только евреи?»
Ну, раз дело дошло до конкретики, давайте к сути. Весь сыр-бор разгорелся из-за упоминания Петром Толстым черты оседлости. Я, автор этого текста, русский. Евреев в роду нет. Но зато по материнской линии имеются цыгане. Отца моей бабушки (то есть прадеда) в родной деревне Виноградово даже по имени не звали, а только «по нации»: Цыган. Может, потому я помню, что чертой оседлости в Российской империи с 1791 года называлась граница территории, за пределами которой запрещалось постоянное жительство не только иудеям, но и цыганам. Но последние почему-то не возмущаются словами Толстого.
Советский поп
Так уж получилось, что в авангарде богоборчества после революции оказалось много именно евреев. А не, например, цыган. И уважаемому господину Горину это наверняка известно. Вспомнить хотя бы Лазаря Кагановича, что в 30-м году возглавил партийный аппарат Москвы. По его инициативе был уничтожен храм Христа Спасителя, чьим сносом он руководил лично. Намеревался разрушить и собор Покрова Пресвятой Богородицы, более известный как собор Василия Блаженного. Это исторический факт. А по легенде, за символ России вступился бывший семинарист Иосиф Сталин. Когда на одном из совещаний по переустройству столицы Каганович взял в руки макет храма, чтобы показать, как без него будет удобно проводить парады на Красной площади, вождь якобы сказал: «Лазарь, поставь на место!» Вопрос был закрыт.
Главным идеологом и руководителем антирелигиозной политики в СССР являлся Емельян Ярославский (Губельман), председатель Союза воинствующих безбожников. Никита Хрущев вспоминал, что в ВКП(б) Ярославского называли «советским попом». Вплоть до самой своей смерти в 43-м году он был самым авторитетным человеком в партии по «церковному» вопросу. Это ему принадлежит фраза: «Борьба против религии - борьба за социализм». Когда в начале войны его заставили написать статью «Почему религиозные люди против Гитлера», это стало для главного атеиста настоящим ударом.
Социально чуждые русские
Михаил Булгаков своего Швондера не из головы писал, а с натуры. «Большое значение для революции имело то обстоятельство, что за годы войны в русских городах осело много еврейских интеллигентов. Они ликвидировали тот всеобщий саботаж, на который мы натолкнулись после Октябрьской революции, - цитирует Ленина коммунист Киржниц в книге «Еврейский рабочий» в 1926 году. - Нам удалось овладеть государственным аппаратом исключительно благодаря этому запасу разумной и грамотной рабочей силы». Еще бы! На кого же опираться, если Лев Давидович Троцкий (Бронштейн), формально второй, а фактически первый человек в государстве после Октября, откровенно признавался: «Русские - социально чуждый элемент. В опасную минуту они могут стать в число врагов Советской власти!» Именно Троцкий был разработчиком декрета об изъятии церковных ценностей. Это в пик его могущества в 17 - 18 годах расстреляно 20 тысяч священников, а из 60 тысяч действующих храмов сохранилось всего сто.
Валить все на евреев, разумеется, недостойно. Не все служили в ГПУ, многие стали блестящими инженерами, врачами, учеными, музыкантами, артистами, писателями. А против церкви выступал и сын офицера Валериан Куйбышев, и потомственный дворянин Николай Бухарин. На совести чекиста-латыша Мартина Лациса тысячи жизней священников, а украинец Никита Хрущев массово сносил храмы даже в 60-х. Но из песни слова не выкинешь, символом той эпохи во многом стал комиссар в кожанке с маузером из местечка. Ярчайший представитель - Генрих Ягода, создатель и куратор ГУЛАГа. Верные кадры он подбирал исключительно по национальному признаку. Не Толстой его выдумал.
Под одну гребенку
В июле 2013 года Владимир Путин передавал библиотеку Шнеерсона, реликвию для иудеев всего мира, на хранение в Еврейский музей и Центр толерантности в Москве. Церемония проходила в торжественной обстановке, в зале сидели видные представители еврейского сообщества, религиозные деятели, ведущие специалисты. Любое неосторожное высказывание на национальную тему перед такой аудиторией могло бы вызвать международный скандал. И очевидно, что эксперты тщательно проконсультировали президента перед выступлением.
- Решение о национализации этой библиотеки было принято первым советским правительством, и членами его являлись примерно на 80 - 85 процентов евреи, - сказал тогда глава государства. - Но они же, руководствуясь ложными идеологическими соображениями, шли тогда на аресты и репрессии и иудеев, и православных, и представителей других конфессий, мусульман - они всех гребли под одну гребенку. Теперь эти идеологические шоры и ложные идеологические установки - они, слава богу, рухнули.
И никто, представьте, не возмутился, не стал обвинять президента в антисемитизме. Ни в России, ни за рубежом.
Под крылом Березовского
Почему же тогда так набросились на Петра Толстого? Видимо, дело в том, что Путин произнес очевидные вещи не на эмоциях, как вице-спикер, не в полемическом задоре, а взвешенно и спокойно. Национальный вопрос слишком чувствительный, чтобы позволять в разговорах «на тему» неосторожные высказывания. Толстой, новичок в публичной политике, просто обязан сделать выводы. Но всерьез обвинять его в ксенофобии…
Вот что написал по этому поводу в блоге известный журналист Евгений Додолев: «В тот год, когда нынешний вице-спикер начал свою ТВ-карьеру, я на заметной телетусовке беседовал с Дмитрием Дибровым. В шутку поинтересовался: не антисемит ли Дима? Ну, потому что он ведь постоянно позиционировал себя как выразителя духа донского казачества, которое - согласно ростовской концепции - последовательно истреблялось «жидокомиссарами» (термин из лексикона прославляемых ныне власовцев) и всегда славилось, мягко говоря, неприязнью к еврейству. На это Дибров абсолютно серьезно ответил, что антисемитизм и работа на отечественном телевидении просто несовместимы. Ну и аргументировал. Просто замечу, что 20 лет (с 1996-го по прошлый год) Толстой служил на ТВ (в том числе и под крылом Бориса Березовского), так что - согласно тезису телегуру Диброва - антисемитом быть не может».
Ну а мы, цыгане, призываем: давайте жить дружно. Русские и евреи, потомки комиссаров и писателей-безбожников. И вместе отвечать не за прошлое, а за настоящее и будущее. А в остальном - свои люди, сочтемся! Ай-нэ-нэ-нэ-нэ…
Избранные цитаты
Антисемитизм - явление отвратительное. А русофобия? Должны ли русские обижаться на оскорбительные фразы этих милых, успешных, «рукопожатных» господ, большая часть которых живет, между прочим, в России? Возможно, и нет - реагировать на потоки яда каждого клеветника здоровья не хватит. Но запомнить не помешает. Чтобы понимать, кто есть кто.
Ольга БАКУШИНСКАЯ, журналист:
- Я замечу, что в Израиле много любителей Путина. Чего уж тут врать. Это и пожилые люди, и люди плохого образования и повышенной внутренней провинциальности. И в Европе они есть. И даже в Америке. Потом весь шарик придется чистить от этой гнили. Если шарик вообще останется. И мне не дает покоя мысль, что на этот раз гниль расползлась из России. Вы же прокляты будете всем человечеством, суки.
Дмитрий БЫКОВ, журналист, поэт:
- Большая часть российского населения ни к чему не способна, перевоспитывать ее бессмысленно, она ничего не умеет и работать не хочет. Российское население неэффективно. Надо дать ему возможность спокойно спиться или вымереть от старости, пичкая соответствующими зрелищами.
Евгения АЛЬБАЦ, политолог:
- Я, честно говоря, не вижу особой проблемы и если Россия разделится по Уральскому хребту. Я думаю, что это неизбежно.
Людмила НАРУСОВА, политик:
- Ни в одной нации мира нет столько бомжей, как в русской. Почему вы хотите выжить любым способом?
Ксения СОБЧАК, шоувумен:
- Россия стала страной генетического отребья. Я бы вообще запретила эту страну.
Валерий ПАНЮШКИН, литератор, журналист:
- Всем было бы легче, если бы русская нация прекратилась.
Анатолий ЧУБАЙС, гендиректор госкорпорации «Роснано»:
- Я перечитал всего Достоевского и теперь к этому человеку не чувствую ничего, кроме физической ненависти. Когда я вижу в его книгах мысли, что русский народ - народ особый, богоизбранный, мне хочется порвать его на куски.
Альфред КОХ, экс-министр:
- Русский мужчина - самый мерзкий, самый отвратительный и самый никчемный тип мужчины на Земле. Русский мужчина деградировал и превратился в малоинтересный отброс цивилизации - в самовлюбленного, обидчивого, трусливого подонка. Русский мужчина не выдерживает сравнения ни с кем: ни с чеченцем, ни с китайцем, ни с американцем, ни с евреем.