110 лет смертельной жатвы: самые жуткие авиакатастрофы столетия

Освоение «воздушного океана» никогда не обходилось без жертв. Первую из них небо забрало ровно 110 лет назад
Потерпевший крушение авиалайнер
Смертельные происшествия в воздухе уносят сотни жизней
Потерпевший крушение авиалайнер Потерпевший крушение авиалайнер

Братья Орвилл и Уилбур Райт, совершившие 17 декабря 1903 года первый в мире полет на аэроплане, даже представить себе не могли перспективы собственного изобретения. Как и риски, с которыми придется столкнуться пилотам и пассажирам.

В самом начале освоения воздушного пространства полеты сопровождались поломками и авариями. Но самолеты поднимались на относительно небольшую высоту, и пилотам удавалось отделаться лишь незначительными ссадинами и ушибами.

Орвилл Райт в полете над Прерией Хаффмана на Флайере-II, 16 ноября 1904 года.
Орвилл Райт в полете над Прерией Хаффмана на Флайере-II, 16 ноября 1904 года. Источник: wikimedia.org

С началом же показательных полетов, в которых зрители требовали от пилотов большей высоты и совершения необычных маневров, риск начал расти в геометрической прогрессии.

17 сентября 1908 года Орвилл Райт взял с собой смелого американского лейтенанта Томаса Сэлфриджа. На глазах 2600 зрителей аэроплан сделал три круга, а на четвертом у него отвалился кусок винта и самолет рухнул на землю. Тяжело травмированного Райта удалось спасти, а придавленный мотором Сэлфридж скончался, став первой жертвой авиакатастрофы.

Спасти семью от эсеров

Капитан Лев Макарович
Капитан Лев Макарович
Мациевич – первая жертва
авиакатастрофы в России. Источник: wikimedia.org

В нашей стране смертельную жатву авиация начала собирать 7 октября 1910 года. Тогда во время показательного полета опытнейший летчик Лев Мациевич вывалился из кабины «Фармана», а сам аэроплан в воздухе развалился на части. Пилот упал с высоты 385 метров и разбился на глазах жены и семилетней дочери.

В этой трагедии мистическим образом смешалось воздухоплавание и... политика: летчик, симпатизировавший левым социалистам-революционерам (эсерам), за день до этого совершил обзорный полет вместе с Петром Столыпиным и не выполнил партийного приказа на уничтожение последнего.

Поэтому вполне могли иметь место диверсия или сознательное самоубийство пилота, стремившегося таким образом оградить семью от революционного преследования. А желтая пресса приводила куда менее интригующую версию: мол, Мациевич просто не выдержал измены жены, решив покончить с собой на ее глазах.

Официально причиной катастрофы назвали лопнувшую проволочную растяжку, кусок которой попал в мотор.

153 секунды ужаса

Советский Союз был максимально закрытой страной, тщательно скрывавшей любые данные о чрезвычайных происшествиях.

Поэтому назвать точное количество жертв авиакатастроф, произошедших в период с 1917 по 1991 годы, сегодня могут лишь исследователи, имеющие допуск к тайным архивам НКВД/КГБ. Да и те не расскажут правды по причине секретности.

Но иногда скрыть авиакатастрофу было попросту невозможно. Так случилось 11 августа 1979 года, когда в небе под Днепродзержинском столкнулись два авиалайнера Ту-134, в одном из которых находились футболисты и тренеры футбольной команды «Пахтакор».

Монумент на месте гибели футбольной команды «Пахтакор»
Монумент на месте гибели футбольной команды «Пахтакор». Источник: wikipedia.org

Тогда погибли 178 человек, включая 36 детей, а виновниками трагедии признали диспетчеров, ошибочно направивших авиалайнеры навстречу друг другу.

Но крупнейшей авиакатастрофой СССР считается падение чрезвычайно перегруженного Ту-154Б-2. Трагедия произошла 10 июля 1985 года под узбекским городом Учкудук, а ее жертвами стали 191 пассажир и 9 членов экипажа.

В нарушение всех требований безопасности пилоты взяли на борт лишних пассажиров, разместив тех на табуретки, установленные в проходах. В условиях 35-градусной жары и чрезвычайно разреженного воздуха это стало громадной ошибкой.

Ту-154Б-2
Аналогичный рухнувшему Ту-154Б-2. Фото: Марис Берсонс/ИТАР-ТАСС

Авиалайнер, с трудом поднявшийся на высоту 10600 метров, неожиданно потерял опору и перешел в плоский штопор, выйти из которого не был способен ни один самолет подобного типа. Падение продолжалось в течение 153 секунд, а все находившиеся на борту люди понимали, что летят навстречу смерти.

Улетая, закрывайте дверь!

Удивительная по своей нелепости трагедия произошла 3 марта 1974 года под Парижем. На борту взлетевшего из аэропорта Орли авиалайнера DC-10 находилось 334 пассажира и 12 членов экипажа.

Из-за безалаберности технического персонала на высоте 7 км самопроизвольно открылась дверь грузового салона. В салон ворвался сильный вихрь воздуха, который буквально вырвал и выбросил за борт два ряда сидений вместе с людьми.

Несмотря на все усилия экипажа, авиалайнер перешел в штопор и столкнулся с землей на скорости 580 км в час. Сила взрыва была такова, что на месте трагедии удалось найти лишь одно шасси DC-10, а от тел пассажиров вообще ничего не осталось.

Вошедший в пике аэробус DC-10. Документальный кадр
Вошедший в пике аэробус DC-10. Документальный кадр

Самая крупная в мире авиакатастрофа

27 марта 1977 года в сказочном по своей красоте месте произошла трагедия, которая считается самой крупной авиакатастрофой в истории авиации, если не считать теракты 11 сентября 2001 года. Но в США все решал злой умысел, а в аэропорту Лос-Родеос (Тенерифе) наложились друг на друга обстоятельства, хотя началось все тоже с вылазки террористов.

Когда в крупнейшем аэропорту Гран-Канария (Лас-Пальмас) громыхнуло в зале ожидания, поначалу все отделались легким испугом, никто серьезно не пострадал. Но аэропорт все же временно закрыли, и лайнеры принимал Лос-Родеос.

27 марта было воскресенье, аэропорт очень быстро превратился в растревоженный улей: нервничали пассажиры и пилоты, у которых ломались все планы. Все вздохнули с облегчением, когда через четыре часа Гран-Канария открыл воздушные двери, ведь к тому времени в Лос-Родеосе уже были заняты не только стоянки самолетов, но и часть рулежных дорожек.

В обстановке спешки и всеобщей неразберихи, в условиях плохой видимости и из-за того, что диспетчеры плохо говорили по-испански, роковым образом столкнулись два «Боинга»: один из Амстердама, компании KLM, другой принадлежал Pan American.

Американский лайнер еще не успел подняться в воздух, и задевший его начавший взлетать голландский лайнер ударил по «собрату» опорами шасси и всеми четырьмя двигателями.

Из образовавшихся проломов спаслась часть пассажиров. Но в целом в этом столкновении погибли 583 человека.

Теракт над Синаем

Увы, самолеты уже давно стали излюбленным местом для действий террористов. Самой жуткой авиакатастрофой современной России стала трагедия аэробуса А321 авиакомпании «Когалымавиа», произошедшая 31 октября 2015 года над Синайским полуостровом.

В этот день из египетского аэропорта Шарм-эш-Шейх в сторону Санкт-Петербурга вылетел чартерный Airbus A321-231, который должен был доставить на родину 217 российских туристов. Но во время полета над Синайским полуостровом на борту самолета сработало заложенное террористами взрывное устройство.

Фрагмент фюзеляжа погибшего аэробуса А321
Фрагмент фюзеляжа аэробуса А321. Источник: youtube.com

Мощный взрыв привел к серьезным разрушениям, а сам авиалайнер рухнул на землю, похоронив под собой 224 человека (включая 7 членов экипажа).

Вам может быть интересно: