Обожглись на «горящем». Почему дешёвые туры уже не вернутся в Россию

То, о чём давно догадывались любители пляжного отдыха, наконец признано вслух: в России исчезли «горящие туры»

То, о чем давно догадывались любители пляжного отдыха, наконец признано вслух: в России исчезли «горящие туры».

Исчезли как класс, оставшись лишь в сладких воспоминаниях да в рекламных предложениях. Думаете, сообщения об их кончине могут быть преувеличены?

Туристический парадокс

«Горящая путевка» в общепринятом понимании – та, что продается по сниженной цене незадолго до даты отправления (как правило, вылета). Можно говорить о сроках не более 5–7 дней перед вылетом и скидке в 20–30%. Природа таких предложений понятна: агентство, как правило, заранее выкупает места в отелях и самолетах, и лучше продать их дешево, чем не продать вообще. Однако когда нам сообщают, что на «горящие туры» до кризиса приходилось 15–20% продаж (и хорошо, если в количественном, а не в стоимостном выражении), это вызывает много вопросов.

Но, по факту, перед нами высокорискованные продажи с относительно низкой маржой, а такое можно позволить себе только на быстро растущем рынке. Таким он и был в 2010-13 годах: туроператоры буквально рвали друг у друга из рук номера в отелях и прижимали отдыхающим колени к ушам в чартерах. Разумеется, при таких объемах продаж немало путевок оставалось на последние дни. Тем более что и сами отдыхающие предпочитали не покупать ничего до последнего момента, дожидаясь снижения цен.

И мало кто задумывался, что такая тенденция противоречит общемировой практике продаж «чем раньше, тем дешевле». Скажем, РЖД не так давно узаконило скидку на билеты в первые дни продаж; авиакомпании продают билеты за четыре месяца до вылета куда дешевле, чем билеты "на завтра"; да даже наше доблестное ГИБДД разрешает заплатить штраф в половинном размере – лишь бы побыстрее получить деньги.

Слишком много мяса

Логика «сбросить подешевле, пока не испортилось» выдает, как правило, нездоровую организацию бизнеса. Если так ведет себя торговая компания, избавляясь от протухающего мяса, – значит, кто-то допустил ошибку в объемах закупок или, скажем, случайно сломал холодильник. Если книжные магазины выставляют копеечные цены за собрания трудов Маркса или Ленина – значит, кто-то напечатал слишком большой тираж, не предусмотрев, что по чьей-то ошибке рухнет Советский Союз.

Таким образом, система «горящих путевок» – не совсем здоровая практика, более похожая на азартную игру. Низкие цены для «финишеров» оборачивались завышенными для остальных, в результате «финишерами» стали почти все, и порой за пять дней до рейса на 180 человек компания имела только 30–40 проданных мест. Неудивительно, что кризис в туристической сфере начался раньше, чем общеэкономические проблемы в России (десяток крупных компаний, включая «Ланта-тур», прекратили свою деятельность в 2012-м, еще пять – в 2013 году). Тысячи туристов оставались за рубежом и несли потери во многом именно из-за традиции выкупать места под горящие туры – даже если сами эти люди забронировали полет за несколько месяцев.

Рынок нужно подморозить

При каких условиях возможно возвращение настоящих «горячих туров»?

Правильный ответ – ни при каких нормальных.

Обжегшиеся на горячем туркомпании должны напрочь забыть об уроках 2010-х, чтобы вернуться к этой нездоровой практике. Скорее всего, даже после восстановления экономики «горячие туры» будут уделом маргинальных операторов. А учитывая, что рынок регулируется сейчас гораздо строже, чем пять лет назад, этим маргиналам трудно предречь долгую счастливую жизнь.

И в любом случае надо дождаться общей нормализации экономического положения в России, возвращения массового платежеспособного спроса. Это было бы возможно уже в обозримом будущем, однако монетаристская политика властей из жесткой стала жестокой – все нефтегазовые доходы от цены свыше 40 долларов за баррель нефти не будут поступать в российскую экономику, а осядут мертвым грузом на валютных депозитах.

В последние годы России – правда, дорогой ценой – удалось изрядно «прогнуть» двух ключевых партнеров по туристическому бизнесу – Египет и Турцию. К слову, через компании турецкого происхождения осуществляется более половины организованных турпоездок из России. Так или иначе, но для россиян средний ценник в долларовом исчислении там стал существенно (до двух раз) ниже, чем, скажем, в 2013 году. Есть, конечно, временные проблемы с трансферами в Египет, но, судя по всему, они будут разрешены уже в текущем году. С такими ценами «гореть» уже просто нечему – маржа и отелей, и перевозчиков, и агентов сведена к минимуму. А впрок, вслепую закупать места для отдыхающих операторам просто не на что.

Конечно, небольшое число таких туров останется – это будет срочная перепродажа билетов тех клиентов, которые в последний момент отказались от поездки. Но найти такое предложение станет куда труднее, чем раньше.

И такая ситуация выглядит куда более комфортной для нормальных отдыхающих, чем лихорадочные поиски чего-то горящего неважно куда.