Контроль за ведением бизнеса: что нового
С 1 января вступили в силу положения Федерального
Не смотря на своё название, Закон № 294 фактически регулирует порядок проведения контроля государственными органами исполнительной власти над субъектами предпринимательской деятельности. Такой контроль осуществляется в форме проверок обязательных требований. При этом, следует заметить, что теперь контрольно-надзорные органы обязаны на своих официальных сайтах размещать перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также тексты соответствующих нормативных правовых актов.
Следующим немаловажных нововведением являются положения о профилактике соблюдения обязательных требований. Хочется надеяться, что теперь модель контрольно-надзорной деятельности перестанет носить карательный характер, а провозглашённый законодателем принцип добросовестности предпринимателя будет реализован на практике.
Также с 1 января вступили в силу положения об организации и проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. К мероприятиям по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, например, относятся, административные обследования объектов земельных отношений. По результатам таких мероприятий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям может быть направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Кроме того, введены нормы об использовании при проведении плановых проверок проверочных листов (списков контрольных вопросов), а также конкретизированы способы возможного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении проверки. Так, установлено, что проверяемое лицо может быть уведомлено не позднее чем за три рабочих дня до начала проведения плановой проверки (за 24 часа до проведения внеплановой проверки) посредством направления копии распоряжения или приказа о проведении проверки посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора).
Также вступили в силу положения, регламентирующие порядок рассмотрения анонимных обращений, содержащих информацию, являющуюся основанием для проведения проверки. Установлено, что в случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора) при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица.