Отбита «атака» ювенальной юстиции
Федеральный закон от 07.02.2017 № 8-ФЗ «О внесении изменения в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации» получил неодназначную оценку общественности
В чем причина общественных дискуссий по поводу изменений в ст.116 УК РФ?
Этот вопрос мы задали доценту кафедры гражданско-правовых дисциплин Ставропольского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы Ковязину Виталию Викторовичу.
По мнению Ковязина В.В. новелла о нанесении побоев или совершения иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших причинения легкого вреда здоровью, в отношении близких лиц была введена в текст ст.116 УК РФ в июле 2016 года, а 7 февраля 2017 года положение о нанесении побоев в отношении близких лиц уже были исключены из текста ст.116 УК РФ. Сразу скажем, что общественный интерес к ст.116 УК РФ вызван не ее юридической квалификацией, а спорами о роли российской семьи в воспитании детей. Под близкими лицами в статье 116 УК РФ понимаются близкие родственники (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные) дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки) опекуны, попечители, а также лица, состоящие в свойстве с лицом, совершившим деяние, предусмотренное настоящей статьей, или лица, ведущие с ним общее хозяйство. То есть в первую очередь речь идет о ближайших родственниках, членах семьи. Прежняя редакция ст.116 УК РФ являлась основанием для уголовного преследования родителей, в том числе лишения свободы на срок до двух лет за фактически наказание ребенка ремнем или шлепок, причинившее ребенку физическую боль. О каком в этом случае авторитете родительской власти может идти речь, когда родителей в ст. 116 УК РФ приравняли к лицам, нанесшим побои из хулиганских побуждений, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Кроме того, ст.20 УПК РФ к уголовным делам частно-публичного обвинения относит и состав преступления, предусмотренного вышеуказанной ст. 116 УК РФ. Это означает, что дело может быть возбуждено только по заявлению потерпевшего (ребенка на своих родителей) или его законного представителя, но прекратиться в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не может. Отдельные случаи жестокого обращения с детьми путем применения физического насилия, эмоционального насилия, игнорирование мнения ребенка, его предпочтений и склонностей создают повод для ужесточения законодательства в сфере взаимоотношений родителей и детей. Законодатель, руководствуясь благими намерениями и зарубежным опытом в данной сфере может сформировать правовую основу ювенальной юстиции в том виде, в каком ее понимают в западноевропейских правопорядках. А западноевропейский опыт часто противоречит традициям и культуре народов нашей страны во взаимоотношениях между родителями и детьми. Такие взаимоотношения всегда основывались на уважении детьми своих родителей и соответственно на авторитете родительской «власти». Таким образом решение российских законодателей об отмене положения ст.116 УК РФ о нанесении побоев в отношении близких лиц можно считать реакцией большинства российского общества на очередную «атаку» ювенальной юстиции, объектом которой является семья как основа российского общества.