Почему эффектному обещанию Собянина лучше бы никогда не сбыться
Мэр Москвы Сергей Собянин анонсировал создание в Новой Москве (Троицком и Новомосковском административных округах, ТиНАО) миллиона новых рабочих мест в ближайшие 18 лет. Даже с учетом того, что это лишь 50 тысяч в год, все равно цифра выглядит серьезной. Особенно если учесть, что сейчас в Троицком административном округе проживает менее 120 тысяч человек, в Новомосковском – 200 тысяч.
Около миллиона рабочих мест появится в Новой Москве к 2035 году. В основном за счет строительства технопарков и объектов инфраструктуры
Пиарщики Сергея Семеновича, как видим, не поскупились на далекоидущие обещания, и принцип «сдохнет или ишак, или падишах» тут не сработает: в 2035-м няксимвольскому варягу исполнится всего 76 лет, и вполне возможно, что он продолжит занимать свой пост.
Статистика "понаехавших"
Достоверная статистика маятниковой миграции из Подмосковья в Москву отсутствует. Эта тема активно исследовалась в начале XXI века, и тогда фигурировали цифры следующего порядка: 1,2 млн жителей области ежедневно приезжают на работу в Москву, но есть и встречный трафик – до 0,2 млн.
С тех пор сальдо изменилось не в пользу области; из правдоподобных оценок «маятника» наших дней можно назвать разницу примерно в 1,8 млн – на момент присоединения «Новой Москвы» более 2 млн «подмосквичей» ездили в Москву и около 300 тыс. – обратно. Сейчас второй из этих показателей несколько уменьшился: на присоединенных территориях есть крупные предприятия и бизнес-парки, где работало немало москвичей. Но принципиально это дела не изменило.
Скважина вместо амебы
Сейчас об этом не очень прилично вспоминать, но вообще-то «Новую Москву» присоединяли под соусом перевода правительственных учреждений поближе к местам проживания правителей – южным окрестностям Рублевского шоссе. Не пристало, дескать, барам тратить время на дорогу, да и плебс нет-нет да и нахамит мигалке, недостаточно быстро уберется на обочину.
Но – не получилось. Не захотели министры и депутаты менять окрестности Кремля на зеленые луга, уезжать от намоленных мест – любимых ресторанов да укромных апартаментов. И стала «Новая Москва» не центром России, а символом законотворческой нелепости, и придала она Первопрестольной - некогда симпатичной амебе с ложноножками - очертания исполинской замочной скважины. А по сути – осталась Подмосковьем с повышенной социальной защитой.
Из «новой Москвы» точно так же ежедневно ездят в «старую», как ездили из Московской области.
Именно поэтому мы вправе спрогнозировать будущее ТиНАО на примере районов области с аналогичной удаленностью от МКАД.
Невысокие технологии
Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев, пиар-команда которого выглядит куда более профессиональной, чем у Сергея Собянина, часто заявляет о приоритете создания в области «высокопроизводительных рабочих мест». Это же было сказано и об одобренных в 2016 году проектах, которые вроде бы должны дать региону 200 тыс. рабочих мест (срок реализации –2018-2021 годы). Что же это за места? Нам называют крупнейшие из них: «Индустриальный парк "Чашниково" (7,5 тысяч рабочих мест) в Солнечногорском районе, индустриальный парк "Вельяминово" (7,87 тысячи мест) в городском округе Домодедово, молочно-мясная ферма в Клинском районе, строительство 4-й и 5-й очереди торгового парка «Отрада» (2,580 тысячи мест), включающего один из самых больших аквапарков Европы, агрокомплекс с тепличным комбинатом (6,54 тысячи мест)».
Ни о какой квалифицированной рабочей силе тут речи не идет. Потребуются (разно)рабочие, продавцы, доярки. Более 50 тыс. рублей в месяц (при сохранении нынешнего уровня зарплат) будет получать даже не каждый десятый сотрудник: директора, мастера, агрономы…
Но постойте, ведь ровно то же самое пишет и Собянин в «Твиттере»: «технопарки» (читай – «промзоны») и «объекты инфраструктуры» – это по сути небольшие заводики и мастерские (едва ли связанные с модернизацией и нанотехнологиями), а также исполинские магазины. Это обслуживание населением самого себя. Выживание, а не развитие.
Более того, заметную долю таких низовых позиций занимают не местные жители и даже не россияне, а приезжие с юга.
Черная московская дыра
Собянин застраивает Москву– что старую, что новую – со скоростью, которая и не снилась никакому «старику Батурину». Понятно, что это заведомо создает рабочие места: временные – для рабочих, постоянные – для работников ЖКХ, социальной сферы, продавцов. Но главный вопрос, который никогда не зададут Сергею Собянину, – а нужны ли вообще Москве и области рабочие места? Почему мы до сих пор всем миром развиваем этот крохотный пятачок земли и не обращаем внимания на остальные? Почему мы привлекаем сюда лучших людей, обескровливая регионы? Чем Москва лучше Волгограда, Перми, Омска, где о росте числа рабочих мест остается только мечтать?
Москва гордо отвечает, что не использует средства федерального бюджета на свои проекты. Формально это правда, особенно если вспомнить, как этот бюджет формируется. Полноте! Московский стройкомплекс высасывает деньги из всей России, вгоняя в ипотеку самых умных и инициативных людей, приехавших из провинции и пытающихся здесь закрепиться. Налоги в Москве платят уроженцы всех регионов России, уехавшие от беспросветной провинциальной безнадеги. Москва и область аккумулировали в себе все российские соки, эти два субъекта федерации занимают 1/350 территории страны, но здесь живут 1/5 ее жителей.
Что бы вы выбрали, дорогой читатель, – дальневосточный гектар (квадратик 100 х 100 м земли сомнительной плодородности) или рабочее место в Москве, пусть и новой?
* * *
В конечном счете чудовищно перенаселенный город-область рухнет сам на себя – и хорошо, если в экономическом, а не в физическом смысле.
Любой рубль, потраченный в этих условиях на столицу, лишь ухудшает положение дел в остальной стране. Если обещанный Собяниным очередной миллион рабочих мест в Москве будет создан, это станет преступлением против Российской Федерации.