«Адский утенок»: почему страны НАТО боятся нашего Су-34

Су-34
Су-34 принес немало очков России в гонке вооружений с Западом / Источник: Министерство обороны РФ
Российский штурмовик Су-34 одновременно фиксирует десятки наземных целей, сближается с ними на скорости свыше 2 тысяч километров в час и наносит сокрушительный ракетно-бомбовый удар с помощью управляемых боеприпасов, от которых «ни спрятаться, ни скрыться»

Это может показаться простым совпадением, но американские военные эксперты по эффективности сравнивают российский истребитель-бомбардировщик пятого поколения (да-да, они относят его именно к пятому поколению, а не как мы — к 4++) Су-34 с легендарным танком времен Второй мировой войны Т-34.

Ощетинившаяся вооружениями «тридцатьчетверка». Фото: Министерство обороны РФ
Ощетинившаяся вооружениями «тридцатьчетверка». Фото: Министерство обороны РФ

Они убеждены, что именно этот самолет после поступления на вооружение новейшего истребителя Т-50 (Су-57) станет главным аргументом ВКС России, обеспечивающим преимущество российского оружия при проведении масштабных военных операций.

Ночной ужас террористов и боевиков

Впервые о существовании новых российских штурмовиков мир узнал в августе 2008 года, когда экспериментальная пара Су-34 в Южной Осетии с помощью подвесных контейнеров радиоэлектронной борьбы «Хибины» ослепила грузинские силы ПВО, после чего разбомбила позиции армии этой страны.

Эти новости напрягли военное руководство Североатлантического альянса, но особо не напугали. Командование НАТО посчитало, что русские, как всегда, занимаются лишь самопиаром, а до поступления нового самолета на вооружение пройдет еще не один десяток лет.

Су-34 дебютировал во время конфликта в Южной Осетии. Фото: Министерство обороны РФ
Су-34 дебютировал во время конфликта в Южной Осетии. Фото: Министерство обороны РФ

Но не тут-то было. Уже в 2014 году первые серийные экземпляры Су-34 поступили в боевые подразделения ВКС РФ. С 2015 года несколько «адских утят» (так их окрестили американцы) обосновались на сирийской военно-морской базе Хмеймим, став постоянными героями военных сводок.

Благодаря точным ударам Су-34 было уничтожено несколько заводов террористов по производству оружия, десятки автокараванов с нефтью, колонн с бронированной техникой, опорных пунктов, а также сотни боевиков и их лидеров.

Не боится воздушного боя

Благодаря наличию новейшей цифровой аппаратуры Су-34 легко фиксируют обнаруженные цели, точно поражая их управляемыми ракетами класса «воздух-поверхность», а также подвесными кассетными боеприпасами.

После того как в ноябре 2015 года ВВС «дружественной» Турции без предупреждения сбили российский штурмовик Су-24, «адские утята» в Сирии не вылетают на боевые задания без средств ведения воздушного боя.

«Адский утенок» обладает новейшей аппаратурой. Источник: Министерство обороны РФ
«Адский утенок» обладает новейшей аппаратурой. Источник: Министерство обороны РФ

В отличие от обычных бомбардировщиков, Су-34 без проблем вступит в бой с истребителями противника. В этом ему поможет 30-миллиметровая автоматическая пушка ГШ-301, а также ракеты класса «воздух-воздух» средней и малой дальности.

Сверхсовременные радиолокационные станции позволяют обнаружить потенциального противника с расстояния до 250 км, что дает пилотам время уклониться от ракетной атаки, а также нанести собственный контрудар.

Существенный шаг вперед

Су-34 несет в два раза большую бомбовую нагрузку, чем его предшественник Су-24М (12,5 против 7,4 тонны). Его радиус боевого действия превышает 1100 км (против 250 км у предшественника). Это позволяет уничтожать не только прифронтовые цели, но и тыловую инфраструктуру противника, разрушая склады, предприятия, транспортные узлы и другие важнейшие объекты.

Российский истребитель-бомбардировщик Су-34 с комплектом управляемых и неуправляемых ракет. Источник: Wikimedia.org
Российский истребитель-бомбардировщик Су-34 с комплектом управляемых и неуправляемых ракет. Источник: Wikimedia.org

Компоновка пилотной кабины, в которой летчики сидят рядом, упрощает процесс коммуникации, а также позволяет им при необходимости легко замещать друг друга.

Благодаря наличию радара с пассивной фазированной решеткой и электронным сканированием, а также оптико-электронному комплексу с максимальным увеличением, «адский утенок» получил сверхчувствительные «глаза» и«уши». С расстояния до 75 км он опознает и определит как цель любой танк или бронированную машину противника, а для выявления тщательно замаскированных крупных наземных целей Су-34 достаточно подлететь к ним на расстояние 150 км.

«Невидимка» из России

Уже в ближайшее время на Су-34 планируют установить комплекс радиоэлектронного подавления «Тарантул», разработку которого завершают инженеры Калужского научно-исследовательского радиотехнического института (КНИРТИ). Это высокоэффективное оборудование позволит создавать зону невидимости для целой эскадрильи самолетов Су-34 и Т-50, которые смогут нанести неожиданный удар практически по любой цели, находящейся в пределах их радиуса действия.

Американские аналоги пока не могут составить достойную конкуренцию «адскому утенку». Источник: Министерство обороны РФ
Американские аналоги пока не могут составить достойную конкуренцию «адскому утенку». Источник: Министерство обороны РФ

Главными конкурентами Су-34 считаются американский штурмовик F-15E Strike Eagle. И пускай самолет ВВС США в полете без боевой нагрузки обладает несколько большей скоростью, зато «адский утенок» находится в воздухе значительно дольше. Он способен, взлетев с сирийской базы Хмеймим, поразить практически любую ближневосточную цель, а базирующиеся в районе Калининграда Су-34 могут контролировать передвижение войск противника в странах Прибалтики, Польше, Германии и Скандинавии.

Согласно данным из официальных источников, поступление новейших Су-34 в боевые подразделения ВКС России идет ускоренными темпами, и к 2020 году на вооружении нашей армии должны состоять не менее сотни ужасающих Запад «адских утят».






Отказывал двигатель, неоднократно отменялись взлеты: загоревшийся в Анталье российский самолет SSJ-100 уже попадал в ЧП
«Не знаешь, хватит топлива сегодня или нет»: пилот «Победы» о требованиях руководства летать с минимальным количеством горючего