От Гая на Газгольдерную. Самые странные названия московских улиц и их происхождение
Среди бесконечных Парковых и Заводских улиц у нас попадаются настоящие ребусы, требующие для своей разгадки недюжинного знания истории или топографии города. Некоторые названия столичных улиц ставят в тупик даже тех, кто много лет на них живет.
Ой, за гаем, гаем…
Проезд Соломенной сторожки (САО) своим названием увековечил глинобитный, крытый соломой барак, в котором жили сторожа, охранявшие угодья Петровской академии. Об этой сторожке написан целый роман (Ю. Давыдов), ее вспоминали архитектор К. Мельников и писатель Г. Короленко.
Улица Старый гай (ВАО) никакого отношения к легендарному английскому заговорщику «старому Гаю» Фоксу, конечно же, не имеет. По-украински «гай» – лес, роща. И свое название эта дорога, ранее ведшая к лесу, предположительно получила еще в XVIII веке, когда граф Шереметьев переселил часть своих украинских крепостных в подмосковное Гиреево.
Улица Чугунные Ворота (ЮВАО) названа романтиками-градостроителями в честь действительно существующих ворот чугунного литья, которые создал архитектор Д. Жилярди в Кузьминках.
Улицы-головоломки
Улицы Щипок и Зацепа (обе – ЦАО), по всей вероятности, ведут свое происхождение от… таможен на въезде в Москву. Здесь «щипали» (щупали, обыскивали) приезжих купцов, а чтобы те не прорвались через заставу без спроса, поперек дороги висели тяжелые цепи. Есть и другие варианты объяснения названий, но все они связаны именно с этими внутренними таможнями – чем-то вроде постов ДПС на нынешних въездах в столицу.
Название улицы Газгольдерной (ЮВАО) объясняется предельно просто: газгольдер – резервуар для хранения газа. Улица находится в промзоне, обслуживает Карачаровский механический завод и другие предприятия, так что странно было бы назвать ее «Живописной» или «Привольной».
Чаще всего москвичи неправильно произносят названия улиц Вучетича (САО) и Цюрупы (ЮЗАО): в первой путают согласные, во второй гласные. Евгений Вучетич – скульптор-монументалист, автор «Воина-освободителя» в Берлине и «Родины-матери» в Волгограде. А Александр Цюрупа – организатор печально известных продотрядов, позже председатель Госплана и нарком торговли СССР.
Арбад, арба батан, горбат
Названия многих старинных улиц мы произносим, не задумываясь о том, откуда взялись эти загадочные слова. А ведь имя самой известной улицы Москвы до сих пор не растолковано!
По одной из версий, слово произошло от арабского arbad – «предместья, пригороды». Такое название могло быть дано еще во время владычества ордынских ханов. Правда, в те времена оно не зафиксировано, а известно лишь с XV века. Но арабское слово могли принести во время своих набегов крымские татары.
Некоторые настаивают на том, что «Арбат» – это просто место, где ремонтируют арбы, то есть телеги татарского типа, ведь рядом находился Колымажный двор.
Родственный вариант – слово произошло от «арба» и «батан» (застревать) – очевидно, улица была очень грязной.
Есть забавная версия, что «Арбат» – усеченное «Горбат». Проблема только в том, что Арбат расположен на весьма ровной местности.
Кто же прав? Скорее всего, никто – у каждого варианта имеются очень серьезные недостатки.
Районные тайны
Происхождение названий московских районов зачастую не менее загадочно, чем имена улиц.
Самая высокая точка столицы находится на Теплостанской возвышенности, в районе Теплый стан (ЮЗАО). Когда-то здесь находились два соседних села — Верхние теплые станы и Нижние теплые станы. Существует минимум четыре версии происхождения этих наименований. Скорее всего, в этих деревнях, располагавшихся на расстоянии одного конного перехода от Москвы, были отапливаемые места (станы) для отдыха путников и смены лошадей.
Столь же туманно происхождение названия Сокол (САО) — район находится на месте села Святые Отцы, ни один из которых наверняка не был соколом. Возможно, речь идет о создании в 1920-х годах дачного поселка, который сперва планировалось разместить в Сокольниках. Впоследствии место изменили, но «соколиное» имя поселка было уже утверждено.
Марьина роща (САО) явно названа в честь Марьи, но которой именно – неизвестно. По одной версии, речь идет о жене боярина Федора Голтяя, по другим – об атаманше местных лесных разбойников.