Проворовались. Проверка системы госзакупок привела ФАС в ужас
Анализ закупок через инструменты Единой информационной системы показал: никакой конкуренцией и поиском более низкой цены там даже не пахнет.
Игорь Артемьев, возглавляющий Федеральную антимонопольную службу (ФАС), признал полный провал своей организации в деле борьбы с воровством на госзакупках. «На наш взгляд, лоббистам удалось внести в законодательство о госзакупках несколько эффективных обходных маневров, которые увели больше половины закупок в «серое» поле. То есть мы вернулись туда, где были в 90-е годы», – констатировал главный антимонопольщик страны. «Бизнес вообще никак не защищен. Если я государственный служащий, я могу провести торги – и я заранее знаю результат, а значит, это все называется профанацией», – подытожил он.
Единственный и неповторимый
В ближайшее время Артемьев планирует провести серию встреч с первыми лицами страны для обсуждения результатов проведенной проверки системы госзакупок. По данным его ведомства, около 90% (!) всех госзакупок проходят по статье «закупка у единственного поставщика». Причем в половине случаев товары и услуги приобретаются в открытую, а остальные 41,8% - через «сокрытие закупок у единственного поставщика путем подмены их наименования». В ход идут формулировки типа «чрезвычайная закупка», «безальтернативный выбор», «выбор предложений из сводного прайс-листа». По сути, это прямое мошенничество, которое, однако, не карается законом.
КСТАТИ: Суммарная стоимость закупок, которые все госкомпании совершают за один год, в 1,5 раза (!) превышает доходы федерального бюджета России за тот же период. Честное выполнение закона о госзакупках, свободная конкуренция на торгах между представителями бизнеса помогли бы сократить данные расходы в полтора-два раза.
К сожалению, госзакупки – это почти всегда завышенные цены и последующее неофициальное возвращение заказчику части суммы – «откат». И далеко не только в России. Малый и средний бизнес, получающие подряды через систему государственного заказа, чаще всего связаны с кем-то из руководителей государственных и окологосударственных контор.
Как важно быть умным
Основное воровство происходит на закупках услуг. Ведь реальную цену товара, как правило, установить несложно. Это, конечно не мешает детским учреждениям закупать бутилированную воду по 200 руб. за 19-литровую бутылку при рыночной цене 110 руб., но места для маневра тут не так много.
А вот «воздух», интеллектуальные услуги дают невероятный простор для фантазии, поскольку обоснование цены можно смело высасывать из пальца. Чем страннее тема – тем лучше, поскольку контролирующим инстанциям труднее найти аналоги. В 2009 году московская мэрия потратила 40 млн рублей на исследование, которое доказало, что колейность на дорогах возникает оттого, что по ним одна за другой, след в след, едут тысячи машин. И таких «трудов» – невероятное количество.
Случай из жизни: крупная компания, входящая в государственную корпорацию (то есть являющаяся госсобственностью), отдает на аутсорс создание годового отчета. Это обычная практика: нет смысла держать в штате сотрудников только для написания подобных документов. Рыночная цена вопроса –2-2,5 млн руб., в самых сложных случаях – до 3,5-4,5 млн. Прошлогодний отчет был выставлен на тендер почти за 12 млн, ушел, как ни странно, единственному поставщику. За 9 млн. Отсечь нежелательных конкурентов помогло требование «обеспечения заявки» в размере 30 тыс. руб. Которое в любом случае НЕ возвращается кандидату. Кому хочется выкидывать пусть даже такие деньги на почти безнадежное дело?
Прозрачность есть, честности нет
Надо признать, что создание в 2016 году Единой информационной системы (ЕИС) в сфере госзакупок хоть и не сделало закупки честными, но зато облегчило их мониторинг. Ранее документация торгов могла располагаться на разных сайтах или даже существовать только в бумажной версии. И как раз на «бумажных» торгах и заключались наиболее наглые сделки. Сейчас организации обязаны дублировать их документацию в ЕИС. Однако, как убедились в ФАС, это не мешает им заниматься все тем же воровством практически на виду.
А главная беда в том, что все это мешает честным тендерам, которые, несмотря ни на что, все еще существуют у нас. На них в бюджете остается так мало денег, что качественное выполнение услуг становится невозможным.
Скажем, дорожные ямы - результат не только плохой работы подрядчика (хотя и это имеет место), но и общих приоритетов чиновников: серьезные деньги направляются только туда, где есть шансы на откат. А ремонт асфальтового покрытия таких шансов практически не даёт: не те деньги, да и фокус общественного внимания сильно мешает. В итоге даже при заключении договора по максимальной цене положить покрытие по всей технологии просто не получается.
* * *
Игорь Артемьев все больше напоминает Дон-Кихота: он настойчиво рассказывает о злоупотреблениях тем самым чиновникам, которые на этих злоупотреблениях и живут. С невероятным упорством ФАС возбуждает дела против крупнейших корпораций, но получает в ответ лишь презрение. Памятна долгая война антимонопольщиков с РЖД времен Владимира Якунина: железнодорожники использовали свое монопольное положение с размахом. Корпорации присуждали какие-то штрафы, она то платила, то нет, но главное – собирала силы для ответного удара. Он был нанесен только что, 1 марта: руководство РЖД вежливо попросило ФАС возместить 56 млрд руб. недополученных в 2016 году доходов. Шах и мат, господин Артемьев.
Экономическая политика правительства, к сожалению, направлена на пополнение бюджета через увеличение сборов с граждан, а не через уменьшение неадекватных трат государственных компаний. А значит, фантастический имущественный разрыв между богатыми и бедными продолжит возрастать.