Дефицит и высокие цены? К чему может привести новый «закон Яровой»

Эксперты уверены, что запрет на возврат нераспроданных товаров поставщику приведет к тому, что в магазинах иногда будут пустые полки, а цены на товары вырастут
новый закон Яровой
В первую очередь проект может ударить по поставщикам хлеба
новый закон Яровой новый закон Яровой

Что случилось

В Госдуме рассматривают законопроект, который запретит торговым сетям возвращать поставщикам непроданную продукцию. Началось все с жалоб самих поставщиков: мол, в некоторых регионах страны им возвращают до 50% хлебных изделий и до 30% мясных.

Это подтолкнуло парламентариев к мыслям о запрете заключения договоров с прописанной опцией возврата. Первыми тревогу забили торговые сети: куда же девать невостребованную продукцию?

Магазины станут покупать меньше товаров

Дальнейшее развитие событий предсказывают в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). Запрет на возврат товаров поставщикам может обернуться логичным дефицитом продуктов в выходные дни: чтобы не иметь невостребованных остатков, ретейлеры будут сокращать объемы закупок, и в итоге к воскресенью полки будут становиться пустыми. Особенно это актуально для товаров, которые завозятся сразу на три дня: пятницу, субботу и воскресенье.

«Эффект "пустых полок" может затронуть не только Москву и Санкт-Петербург, но и регионы, так как любой закон имеет федеральное действие, а это значит, что все торговые организации России должны будут его соблюдать. Со всеми вытекающими последствиями. Возврат предприятиями торговли остатков нереализованной пищевой продукции составляет в среднем менее 1% от общего объема продукции. Примером эффективности саморегулирования служит кейс по хлебобулочным изделиям. Благодаря совместным усилиям ретейла и хлебопеков, за I полугодие 2017 года возвраты хлеба снизились более чем в два раза — как в натуральном, так и в стоимостном выражении, а внедрение методов безвозвратных поставок сэкономило хлебопекам России не менее 5 млрд рублей. Рентабельность хлебопекарных предприятий выросла до 5%»,

— рассказал EG.RU председатель президиума АКОРТ Сергей Беляков.

Цены тоже могут подрасти

Как решать проблему — пока неясно, но, скорее всего, чтобы не нести убытки, стороны переложат свои затраты на конечного потребителя, а это значит, что цены на некоторые продукты могут вырасти.

«Те сети, у которых остается непроданный товар, будут вынуждены перестраивать алгоритмы своей работы. Рынок столкнется с определенными трудностями. Например, хлеб и сегодня нельзя возвращать, но находятся иные способы, применяют понятие "обратный выкуп". Поставщик тоже не занимается благотворительностью, эти издержки уже в цене. Если возврат станет вовсе невозможен, то торговые сети будет вынуждены сокращать частоту заказа. Если раньше брали паллету хлеба, то теперь это будет лоток или два. Взяли утром, продали к обеду, дозаказали еще один. Кто оплатит вторую доставку? Естественно, потребитель, транспортные расходы отразятся на стоимости продукции»,

— объясняет EG.RU Андрей Карпов, председатель правления Ассоциации экспертов рынка ретейла.

На рынке останутся только крупные поставщики

Есть еще один сценарий, на который с тревогой поглядывают мелкие производители. С учетом увеличенных транспортных издержек цена на продукцию может возрасти. На фоне более крупных производителей товар уже не будет смотреться привлекательно, продукция останется невостребованной, а значит, в перспективе от поставщика могут отказаться.

«Больнее всего данный законопроект ударит по поставщикам. Их число будет сокращаться, а крупные ретейлеры будут развивать свое производство, многие и так имеют пекарни. Продукция с большей маржинальностью будет уходить к сетям, а массовые сорта хлеба, которые более доступны по цене, останутся за крупными комбинатами. Небольшим хлебопекарням будет трудно попадать на прилавок»,

— резюмирует Андрей Карпов.

Ирина Яровая: дефицита не будет

После того, как ретейлеры и поставщики стали активно обсуждать тему возврата продукции, Ирина Яровая сама прокомментировала свой законопроект.

«Запугивание дефицитом продуктов — не более чем вброс недостоверной информации лоббистами торговых сетей и грубый обман россиян. Предлагаю провести парламентские слушания, на которых отечественные производители и торговые сети встретятся и получат возможность честно и открыто обсудить вопрос добросовестности отношений между ними. Мы за честный диалог и открытое обсуждение»,

— передает слова вице-спикера Госдумы «РИА Новости».

Вам может быть интересно: