Барыня-крестьянка: что пришлось пережить молодой жене Николая Некрасова

Фотопортрет Н. А. Некрасова. Фото: wikimedia.org

Воспевавший русских женщин классик уготовил своей жене трудную судьбу

Брак втроем

Личная жизнь Некрасова была скандальной и неоднозначной. В 1842 году, будучи совсем молодым человеком, он повстречал на поэтическом вечере Авдотью Панаеву, жену писателя Ивана Панаева. Яркая брюнетка была умна, ее литературный салон привлекал самых популярных литераторов, а собственный талант делал ее в глазах поэта еще более привлекательным. Иван Панаев слыл гулякой и повесой, а вот его супруга была женщиной строгой. Ее не смог покорить Федор Достоевский, а Николай Некрасов, отчаявшись добиться взаимности, едва не покончил с собой.

Авдотья Панаева. Фото с сайта calend.ru

Однако во время одной из поездок Панаевых и Некрасова в Казанскую губернию состоялось непростое объяснение. По итогам которого они стали... жить втроем в квартире Панаевых. Этот союз просуществовал 16 лет. Все это время общество осуждало Некрасова, который, как утверждали злые языки, не только живет в чужом доме и любит чужую жену, но ревнует Авдотью Яковлевну к законному мужу. В то же время этот период стал для поэта невероятно плодотворным. Многие из своих произведений он редактировал вместе с Авдотьей, с ней же в соавторстве написал несколько имевших большой успех романов.

Н. А. Некрасов и И. И. Панаев у больного В. Г. Белинского. Художник А. Наумов. Фото с сайта rushist.com

После смерти Ивана Панаева его вдова оставила Некрасова. Вскоре она вышла замуж за другого человека. Поэт же не забывал ее до конца жизни и упомянул в своем завещании. Сам он следующие несколько лет сожительствовал с француженкой, выступавшей в Михайловском театре, - Селиной Лефрен. Когда актриса вернулась на родину, Некрасов приезжал к ней и был, по его собственному признанию, совершенно счастлив. И эту женщину он не обошел вниманием, выражая свою последнюю волю.

«Она была его молодостью!»

С деревенской девушкой Феклой Анисимовной Викторовой Николай Некрасов познакомился, когда ему было почти пятьдесят лет, а ей - около двадцати. Портреты последней любви классика сохранились в музее Некрасова в Карабихе. На них - молодая женщина в скромном платье, с милыми чертами лица и добрыми глазами.

Николай Алексеевич дал девушке благородное имя - Зинаида, подарил отчество - Николаевна, и принялся просвещать. Литератор водил свою пассию в театры, на концерты и на выставки, а она декламировала наизусть его стихи, многие из которых были посвящены ей.

Зинаида Николаевна Некрасова (она же Фёкла Анисимовна Викторова). Фото с сайта hrono.ru

В жизнь Некрасова, человека уже немолодого и многоопытного, Зиночка, несомненно, внесла немало светлых и прекрасных минут. «Зина была его радостью, бодростью, второй его молодостью», – говорил знавший ее Н. М. Архангельский. О ней с уважением отзывались М. Салтыков-Щедрин, А. Плещеев, И. Гончаров, А. Кони и другие современники. Родственники Некрасова были не столь благодушны в своих оценках.

Первые пять лет были беззаботными и веселыми. Некрасов занимался со своей гражданской женой российской грамматикой, приглашал к ней учителей французского, устроил девушке уроки игры на рояле и пения. Все закончилось весной 1876 года, когда хирург Николай Склифосовский поставил окончательный диагноз - рак прямой кишки.

«Боже, как он страдал! – вспоминала потом Зинаида Николаевна, — какие несравнимые ни с чем муки испытывал!» Как страдала Зина, Зиночка, можно судить по стихотворениям: «Глаза жены сурово-нежны», «Ты еще на жизнь имеешь право», «Зина, закрой утомленные очи!», «Помоги же мне трудиться, Зина!», «Труд всегда меня животворил».

Понимая, что болезнь не дает шансов на выздоровление, Некрасов решил жениться на своей возлюбленной. Он уже не мог приехать в храм, и его друзья взяли на себя все хлопоты - пригласили священника, установили в зале церковь-палатку. Поэт шел вокруг аналоя босым и в одной рубашке, полумертвым от страданий.

Ты еще на жизнь имеешь право, Быстро я иду к закату дней. Я умру – моя померкнет слава, Не дивись – и не тужи о ней!

Ни родных, ни друзей, ни денег

После смерти мужа воспетая им Зиночка жила трудно и много страдала. Родственники Некрасова не признавали ее своей, ставили под сомнение законность брака и права бывшей крестьянки на наследство. Да еще и за священником, совершавшим обряд, обнаружились злоупотребления, и он был лишен сана.

Оставшаяся в одиночестве Зинаида Николаевна вернулась в Петербург и, помня об отношении мужней семьи, не решилась обращаться к друзьям поэта. Ее новыми «наперсниками» стали сектанты-баптисты. Им она пожертвовала и раздала без всяких расписок большую часть своего состояния. Правда, под конец жизни Некрасова разочаровалась в баптизме и вернулась в православие.

В конце концов материальное положение Зинаиды Николаевны настолько ухудшилось, что, если бы не поддержка местной интеллигенции, ей пришлось бы буквально голодать. Но хлопоты о назначении ей пенсии так и не увенчались успехом.

Покинув Петербург, Зинаида Николаевна жила в Киеве, затем в Одессе, и наконец переехала в Саратов. Тридцать шесть лет спустя после смерти Некрасова ее разыскал здесь молодой тогда литературовед В. Е. Евгеньев-Максимов. Зинаиде Николаевне Некрасовой шел шестьдесят восьмой год. Круг знакомых, которым она доверяла, был очень невелик, но Евгеньеву-Максимову посчастливилось оказаться среди немногих избранных: он встретился с Зинаидой Николаевной и записал ее воспоминания, пишет о вдове Николая Некрасова энциклопедия «Знаменитые женщины».

Скончалась она в январе 1915 года. На ее надгробии высечена надпись: «Некрасова Зинаида Николаевна, жена и друг великого поэта Н. А. Некрасова».

Обелиск на Воскресенском кладбище в Саратове. Фото с сайта saratov4anka.ru