Пионер трансплантологии Юрий Вороной скрывал своё прошлое
Первая в мире пересадка почки была сделана в СССР
Сегодня пересадка почки от человека к человеку не считается чем-то из ряда вон. В одной только Москве в 2016 году хирурги делали это 173 раза, по сути, через день. Пациенты возвращаются к полноценной жизни, многие из них известны не только у себя на родине, но и в мире.
Гораздо менее популярны те, кто думал об их спасении почти век назад. Первая операция, когда почка была извлечена из одного и успешно пересажена в другое человеческое тело, осуществилась в нашей стране 3 апреля 1933 года. В небольшом по советским меркам Херсоне к столу встал 38-летний Юрий Вороной.
В
Природа трудилась без устали
При рождении будущего светилу в метрике записали как Георгия Георгиевича. И неудивительно: его мать, О. М. Крицкая, была дворянкой. По мужской линии у Вороного – поистине блистательные предки. Дед, Феодосий Яковлевич, остался в памяти потомков не только как профессор русской словесности, но и как человек, создававший бесплатные школы для киевской рабочей молодежи. Отец, Георгий Феодосиевич, был особенно одарен в области математики. В 26 лет он защитил магистерскую диссертацию «О целых числах, зависящих от корня уравнения третьей степени». Среди учеников Г. Ф. Вороного – известный поляк математик Вацлав Серпинский. В 39 лет Вороной-старший становится членом-корреспондентом Петербургской академии наук. Но менее чем через год ученый умирает от болезни почек. Наверняка эта смерть определила будущее Вороного-младшего. А в науке навсегда остались диаграмма Вороного, применяющаяся в информатике, и теорема Вороного о параллелоэдрах. Часть своих трудов ученый создал в украинской провинции. Его сын, будущий хирург, родился в селе Журавка на Черниговщине.
Окончив Прилукускую гимназию, Георгий Вороной поступает в Киевский университет имени святого Владимира на медфак. Но на дворе уже 1913-й год. И начинающего врача подхватывают вихри Первой мировой. В 1917 году он идет добровольцем в войска Центральной Рады. Эта структура в революционный период взяла на себя функции высшего законодательного органа на Украине.
В январе 1918 года отряд, в составе которого находился Вороной, попадает в переделку под Киевом. Вчерашние юнкера, студенты и гимназисты должны остановить на пути к украинской столице красных. Позже этот бой назвали «избиением младенцев». Георгий Вороной был ранен, а выхаживала его Вера Нечаевская, ставшая потом его женой.
В
Почка на шее
В 1921 году Вороной все-таки оканчивает Киевский мединститут и сразу становится профессорским стипендиатом кафедры хирургии. Руководитель кафедры – Евгений Григорьевич Черняховский. Собственно, он один из создателей института, и его первый ректор. Черняховский известен и как один из первопроходцев трансплантологии, проводивший опыты по пересадке органов, и как хирург, который первым в Киеве оперировал на человеческом сердце.
И ученику, и учителю есть что скрывать от советской власти: свое происхождение. Дворянин Вороной меняет имя-отчество на более привычное Юрий Юрьевич. А вот у Черняховского отец – священник, а брат Александр Черняховский, хоть и известный врач-нейрогистолог, - обвиняется в сочувствии оппозиционному движению «Союз освобождения Украины» и в конце концов отправляется в ссылку. И Евгению Григорьевичу пришлось уйти с кафедры. Он скончался в 1938 году, о причинах его смерти ничего неизвестно.
Вороного тем временем переводят в аспирантуру Харьковского мединститута. Ему опять феноменально везет с учителями – судьба сводит его с выдающимся ученым Владимиром Николаевичем Шамовым, учеником Евгения Черняховского. Во времена Российской империи Шамов стажировался в американской и английских клиниках, где обратил на себя внимание своими исследованиями. В чудовищном для молодой страны 1919 году он проводит первое переливание крови с учетом группы крови донора и реципиента. Он же предложил использовать для переливания трупную кровь и блестяще продемонстрировал такой опыт: практически обескровил живую собаку, а потом возродил ее, перелив кровь пса, который уже 10 часов как был мертв.
Шамов был одним из пионеров советской трансплантологии. В сотрудничестве с ним Вороной окончательно определился с главными приоритетами в своей научно-медицинской деятельности. 28 мая 1930 года в Харькове на Всесоюзном съезде физиологов Юрий Юрьевич предъявляет коллегам собаку, на шее которой – пересаженная почка.
В
Взлет отменяется
В 1931 году он получает пост главврача Херсонской больницы. Ему приходится сочетать чисто врачебную деятельность с административной. Семья главврача живет прямо в стенах лечебного учреждения. В одном из помещений Вороной проводит опыты по трансплантологии.
В начале апреля 1933 года в его больницу поступает молодая женщина, решившая отравиться из-за любовных неудач. Она наглоталась чего-то такого, что вся «химическая лаборатория» организма была выведена из строя. И Вороной решается на небывалое: он берет почку у трупа мужчины и пересаживает ее умирающей в специальное «ложе», обустроенное в мягких тканях бедра. Самоубийцу спасти не удалось, ее жизнь продлилась всего на двое суток, но главное, что почка включилась в кровообращение и заработала. Заодно Вороной доказал, что у трупа можно брать не только кусочки тканей, но и целые органы. После всего этого Юрий Юрьевич, не защищая диссертации, стал… кандидатом наук.
Отечественная война застает Вороного в Харькове. Пока город спешно эвакуируется, Вороной в прифронтовых условиях совершает еще один врачебный подвиг: пришивает оторванную руку жертве бомбежки. Через много лет эта пациентка разыскала своего спасителя и написала ему той самой рукой. А таких подвигов, когда он оперировал и лечил красноармейцев чуть ли не под носом у фашистов, - их и не перечесть. В тех краях села часто переходили из одних рук в другие. На Вороного даже доносили, но до поры до времени он умел обмануть судьбу.
В биографии Вороного есть один очень загадочный факт. Практически во всех источниках указывается, что он попал в плен и был депортирован в Германию. Как попал, чем он там занимался, - неизвестно. Нет никаких указаний на то, что бывший дворянин подвергся каким-либо репрессиям. Единственное, что пострадало – это его карьера, правда, вместе с ней вся советская медицина и тысячи больных. Юрий Юрьевич смог устроиться только в областную больницу в городе Житомире. Кстати, его учитель Шамов во время войны был одним из главных хирургов, отвечающих за здоровье всей Советской армии.
Скромный заведующий урологическим отделением продолжал попытки приживить трупные почки пациентам. Известно о четырех выполненных им операциях. Непонятно, кто именно наконец догадался использовать знания и опыт Вороного не только на благо житомирских урологических страдальцев. Но в 1950 году хирург оказался в киевском Институте экспериментальной биологии и патологии имени Богомольца. По некоторым сведениям, из опалы Юрия Юрьевича вытащил ученик Шамова П. Л. Шупик, в будущем – министр здравоохранения УССР.
Юрий Юрьевич защитил докторскую диссертацию, посвященную вопросам патогенеза и терапии травматического шока, работал в Киевском институте гематологии и переливания крови. Многие из его трудов по вопросам иммунологии, крови и кровезаменителей, работы центральной нервной системы во время пересадок органов и тканей были строго засекречены. Но неожиданно Вороной уходит в самом расцвете сил – в 66 лет его сразил сердечный приступ.
Он успел застать первую в мире успешную пересадку почки. Ее в 1954 году осуществили американцы. Донором и реципиентом были братья-близнецы. Больной прожил еще девять лет. В Советском Союзе дело Вороного продолжили молодые тогда хирурги Н. А. Лопаткин и Ю. М. Лопухин, которые в 1966 году успешно пересадили почку от трупа. И пациент остался жив.
В
В
ЗНАМЕНИТОСТИ, КОТОРЫМ ПЕРЕСАЖИВАЛИ ПОЧКУ
В 1993 году известный актер, режиссер, поэт Леонид Филатов перенес инсульт. В течение нескольких лет ему удалили обе почки, и Филатова спасал только гемодиализ. В октябре 1997 года любимцу всей страны была пересажена донорская почка. Филатов прожил еще шесть лет.
В
Участница Паралимпийских игр и популярных телешоу Эми Пёрди в 19 лет перенесла септический шок. Находилась в медикаментозной коме. В 21 год получила донорскую почку от отца, но из-за инфекции ей пришлось ампутировать обе ноги. Эми не отчаялась и даже сумела встать на сноуборд.
В
Алоизио Моурнинг подавал большие надежды в баскетболе, его пригласили в НБА. Но молодого спортсмена поразила болезнь почек. Его кузен стал его донором. И Моурнинг снова вернулся под баскетбольное кольцо.В
В
Удивительна история певца Скотта Макинтайра. Его спасла не родственница, а жена бывшего преподавателя Скотта, ставшая его донором.
В
Николай Расторгуев, фронтмен группы «Любэ», всегда излучал силу и уверенность. Но в 2007 года Николай очень сильно заболел, как оказалось, у него была почечная недостаточность. В 2009 году Расторгуеву была пересажена донорская почка.