Весенняя коллекция: с чем подошли универсамы к новому сезону?
Середина весны – период, традиционно наиболее сложный для большинства продовольственных магазинов. Запасы осеннего урожая закончились или выглядят так, что стыдно на них смотреть. Свежей плодоовощной продукции российского производства мало – не в тропиках живем. Возможности импорта существенно ограничены.
В этих условиях очень важна политика магазинов, особенно крупных торговых сетей, – кто-то пытается по любой цене сбыть прошлогодний неликвид, кто-то закупает за морем свежий товар и ставит на него цену самолета, кто-то ищет (и находит) местных или соседних поставщиков с разумными ценами. В сельскохозяйственных регионах выручают местные рынки, но в Москве и области ассортимент и цены на них оставляют желать лучшего.
Понятно, что всем выгоднее третий вариант, однако его гораздо легче описать, чем осуществить. У небольших магазинов зачастую просто нет возможности наладить связь с южными регионами – «телушка полушка, да рубль перевоз». И здесь покупателю на выручку приходят лидеры российского ритейла с развитой логистикой: они в состоянии даже в апреле обеспечить покупателя не только консервами и хлебом, но и свежими овощами. Фактор свежести вообще становится решающим в это время года.
Интересный выход из положения нашла сеть «Пятёрочка»: здесь не только наладили крупнооптовые поставки овощей и фруктов с юга России, но и ввели в каждом магазине должность «директор по свежести», который контролирует ситуацию на местах. Не секрет, что раньше, 8–10 лет назад, к сети было немало претензий как раз в связи с качеством скоропортящейся продукции. Теперь же задача контроля качества решена: директор работает в зале, контролирует состояние всех продуктов (в первую очередь скоропортящихся – в плодоовощном, молочном, мясном отделах) и лично отвечает за полное соответствие каждого яблока, каждого пакета молока требованиям ГОСТа и Роспотребнадзора.
При подготовке материала мы посетили три магазина «Пятёрочка» на северо-востоке Москвы: на улицах Минусинской, Малыгина и Летчика Бабушкина. В двух из трех магазинов директор оказалась в торговом зале, в одном – в подсобном помещении. Работа сложная; в числе прочего нужно каждый час проверять вид овощного отдела, ведь покупатели, чего греха таить, и перекладывают товар, и роняют его: в первом случае надо вернуть плоды на место, во втором – выбросить их. Но надо сказать, что с момента введения этой должности осенью 2013 года «Пятёрочки» существенно изменились к лучшему, не изменив при этом своей ценовой политике.
Что касается цен, то руководство сети приняло интересное решение – ввело так называемый индекс «Пятёрочки». По сертифицированной Росстатом методике здесь сравнивают стоимость минимального набора из 33 продуктов питания «в среднем по больнице» и конкретно в этой сети. Данные за февраль 2017 года свидетельствуют: по европейской части и Уралу данный набор стоит в «Пятёрочке» на 6% меньше, чем в среднем по стране. При этом в крупных городах разница становится еще более существенной: в Санкт-Петербурге сеть продает товары из жизненно необходимого набора на 10%, а в Москве – на все 17% меньше, чем в среднем по городу. Это не рекламные фразы из набившей оскомину серии «Пожалуй, самый дешевый магазин», а живые, подтвержденные и легко проверяемые цифры.
Благодаря этим и другим шагам «Пятёрочке» удалось существенно укрепить свой имидж. Новый уровень впервые был продемонстрирован в 2010–2011 годах. Покупка сети «Копейка» с ее, мягко говоря, непрезентабельными магазинами рассматривалась как очень рискованный шаг, однако буквально через полгода эти супермаркеты засверкали, ассортимент существенно увеличился – и «Пятёрочка» приобрела новых постоянных покупателей. Понятно, что не отставали и конкуренты, но прогресс красно-бело-зеленых особенно впечатляет.
Что ж, жесткая конкуренция между несколькими ведущими сетями «магазинов у дома» – вечная головная боль владельцев бизнеса и менеджеров, но благо для их клиентов. Борьба за каждого покупателя заставляет сети становиться лучше, чище, дешевле – и это прекрасно.