«Цветок среди краснокожих». Кем была первая американка, ставшая святой

Сразу после смерти обезображенное оспой тело Катери Текаквиты стало прекрасным

Сразу после смерти обезображенное оспой тело Катери Текаквиты стало прекрасным.

В апреле католическая церковь празднует день святой Катери Текаквиты. Хронологически, по датам жизни, Катери – лишь вторая среди американцев, удостоившихся канонизации (первым был ацтек Хуан Диего Куаухтлатоатцин, которому явилась «Матерь Божия из Гваделупы»). Но среди женщин Катери была, без сомнений, первой.

Завидная невеста

Ее земную судьбу трудно назвать счастливой. Родилась она в семье вождя мохоков (могавков) от пленницы из племени алгонкинов, которая до этого была крещена французскими миссионерами. Вождь даже женился на этой наложнице, но семейная идиллия была недолгой: в племя пришла эпидемия оспы. Пострадала вся семья: родители и брат будущей святой (как ее назвали при рождении, неизвестно) умерли, а пятилетняя девочка выжила, но покрылась характерными рубцами. Болезнь отразилась и на ее зрении: малышка стала очень плохо видеть, за что и получила прозвище Текаквита – «та, кто натыкается на предметы». Текаквита воспитывалась в семье дяди и, несмотря на изъяны внешности, считалась завидной невестой: как-никак из знатного рода.

Следующие 15 лет известны плохо: индейцы воевали друг с другом и с французскими колонизаторами, временами давали успешный отпор европейцам… Дошло наконец и до мира, одним из условий которого был запрет на убийство христианских миссионеров индейцами. Индейская цивилизация и так была обречена, но данный пункт существенно ускорил ее закат: католики и в первую очередь иезуиты развернулись вовсю. Происходило все это на территории современного штата Нью-Йорк, то есть на самом востоке нынешних США.

Статуя Катери Текаквита Джозефа-Эмиля Брюне в базилике Сент-Анн-де-Бопре, недалеко от Квебека. Фото: Википедия

Статуя Катери Текаквита Джозефа-Эмиля Брюне в базилике Сент-Анн-де-Бопре, недалеко от Квебека. Фото: Википедия

Вечная девственница

Дошли святые отцы и до села, где жила Текаквита. Однако особого интереса к проповедям отца Жака де Ламбервилля мохоки не проявили: согласилась креститься лишь наша героиня. На Пасху 1676 года 20-летняя девушка была наречена Катериной в честь святой Екатерины Сиенской. Индейцы произносили непривычное для них имя как «Гадери» (с ударением на первый слог), а в историографии закрепился компромиссный вариант «Катери».

Переход племянницы в другую веру не вызвал восторга у дяди, тем более что Катери принялась весьма ревностно исполнять христианские обряды и уж, конечно, не собиралась выходить замуж за язычника. Конфликты привели к тому, что девушке пришлось бежать из племени – с помощью индейцев-христиан из соседних селений она сумела добраться до миссии Канаваке. При себе у нее была записка от ушлого де Ламбервиля: «Посылаю вам сокровище, берегите его».

Статуя Катери Текаквита, Кафедральная базилика Святого Франциска Ассизского, Санта-Фе, Нью-Мексико. Фото: Википедия

Статуя Катери Текаквита, Кафедральная базилика Святого Франциска Ассизского, Санта-Фе, Нью-Мексико. Фото: Википедия

Остаток жизни Катери провела среди христиан. Известно, что она добралась до городка на месте нынешнего Монреаля, где изъявила желание стать белой монахиней, но сестры над ней только посмеялись – как это с индейским рылом да в калашный ряд? Катери в 1679 году принесла обет вечного девства, но и это не помогло ей найти себя в тогдашней системе американского католицизма. Относились к краснокожей в целом неплохо, уважали ее как за искреннюю веру, так и за удивительные навыки рукоделия. Катери прославилась вполне средневековым самоистязанием: «Она истязала себя всеми возможными способами: бессонницей, постом, холодом, огнем и веригами, которыми до крови обдирала себе плечи по нескольку раз в неделю» – вспоминал один из миссионеров. Неизвестно, как сложилась бы ее судьба, однако европейцы принесли в Америку не только оспу и католицизм, но и туберкулез, от которого 24-летняя Текаквита скончалась 17 апреля 1680 года. Последние ее слова были сказаны на родном языке, но означали «Иисус, я люблю тебя». А на могиле Катери написано «Прекраснейший цветок среди краснокожих». Говорят, кстати, что после смерти у нее разгладились все рубцы на теле.

Скульптура Катери Текаквита. Фото: Википедия

Скульптура Катери Текаквита. Фото: Википедия

Утешающая изгоев

Почитание ее в Америке началось, в общем, сразу после смерти – на могиле молились и индейцы, и французы, но официальный Рим мало интересовался краснокожими. Лишь в 1932 году была допущена мысль о том, что дитя мохока и алгонкинки могла быть чем-то большим, чем просто мучившим себя изгоем. Следующий шаг на пути к признанию был сделан в 1943 году, причислена к лику блаженных Текаквита была лишь через 300 лет после смерти, а канонизирована (признана святой) совсем недавно, в 2012 году. Одним из решающих поводов стало исцеление мальчика, наполовину индейца, который в 2006 году умирал от заражения крови, но после молитв местной монахини к Катери Текаквите выздоровел.

Сейчас краснокожая святая считается покровительницей осмеянных верующих, изгнанников и сирот; также ей молятся экологи католического вероисповедания. На изображения Текаквиты часто помещают ее атрибуты – лилию и черепаху.






Почему Набоков не верил в полет Гагарина
Чарли Чаплин, трупы и свинья в придачу. Всемирно известный комик брал гонорар черной икрой