Покупаем там, где чисто!
Порядок на полках, свежесть в холодильниках и морозильных ларях, отсутствие посторонних запахов в торговом зале – вот минимальный набор обязательных требований к хорошему продуктовому магазину.
Те, кто жил во времена СССР, хорошо помнят, как выглядел магазин типа «сельпо» в глухой деревне: темное помещение, нарезанные лентами куски целлофана или тюля на входе для того, чтобы мухи не залетали, прилавок в крошках, а за ним – товары. Совершенно спокойно на полках соседствовали кульки с пшеном, пачки маргарина, спички, галоши, сатиновые халаты и батарейки для фонарика. Сейчас это кажется дикостью, однако и сегодня даже в столице некоторые «магазины шаговой доступности» выглядят именно так.
Хорошо, что крупные торговые сети относятся к вопросам чистоты и гигиены торгового зала совершенно иначе. Например, в универсамах «Пятерочка» о порядке в будущем торговом зале задумываются еще на этапе планирования магазина. Да-да, еще до начала ремонта в помещении будущего универсама готовится проект, в котором точно размечаются все ключевые зоны: здесь будут овощи и фрукты, здесь – бакалея, вот тут надо разместить мини-пекарню с собственной мощной вытяжкой (чтобы запахи от печи не тянулись по всему торговому залу), а подальше от нее – отдел со свежими молочными продуктами, чтобы там можно было соблюдать нужный температурный режим. Заранее планируется место для морозильных ларей и холодильников: так, чтобы их можно было легко мыть и содержать пол вокруг них в идеальной чистоте.
Еще один важный элемент торговой гигиены – товарное соседство: понятно, что свежее мясо или курица не должны лежать рядом с творогом или хлебом. Но знаете ли вы, что бытовая химия и косметические средства должны продаваться строго на отдельных стеллажах? В «Пятерочках» для таких групп товара предусмотрены отдельные секции – это позволяет избежать, в частности, запаха стирального порошка в продуктовом отделе. Хотя, в общем-то, запаха там и нет: при введении универсама в эксплуатацию проходит тестирование системы вентиляции, которая обязана избавлять торговый зал вообще ото всех запахов.
Запомните – в хорошем, чистом магазине не должно пахнуть ни хлоркой, ни парфюмерными отдушками, ни гнилыми помидорами. В «Пятерочках» за этим следят директора по свежести (они же – директора магазинов), которые, как минимум, раз в час проводят тотальный осмотр стеллажей и холодильников. Это необходимо, чтобы вовремя убирать из продажи потекший пакет с молоком, яблоко с битым бочком, лопнувшую коробку с печеньем – и немедленно привести в порядок место, где лежал неудачный продукт.
Кстати, в чистоте должно содержаться и крыльцо магазина (точнее, вся «входная группа» - двери, место хранения корзин и тележек, пространство возле линии касс) – обязательно обращайте внимание на этот момент. И, конечно, сотрудники магазина – работники торгового зала и кассиры – тоже должны выглядеть совершенно опрятно, носить фирменную униформу. Важный момент: в «Пятерочку» невозможно попасть на работу, не имея настоящей санитарной книжки: все понимают, что люди, имеющие дело с продуктами питания, должны быть здоровыми.
И не забывайте, что чистота магазина напрямую влияет на ваше собственное здоровье. Не рискуйте, ходите в чистые и свежие универсамы, где к гигиене относятся ответственно.