Мифы в истории: была ли у Мономаха шапка и откуда она взялась

Великий князь остался в истории полководцем и литератором

У многих русских князей были прозвища: «Красный», «Темный». «Окаянный», «Вещий» - все они давались по каким-то особым признакам: внешнему виду, характеру. Владимиру Мономаху дали прозвище по имени родственника. И он его полностью оправдал.

Хорошая наследственность

Владимир Всеволодович Мономах был внуком очень известных людей: дед по отцу – великий князь киевский Ярослав Мудрый, дед по матери – византийский император Константин IX Мономах. В переводе с греческого – единоборец.

Младший Мономах прожил 72 года (1053 -1125). В то время дотянуть до таких лет было чудом, даже для князей: братоубийственные войны и постоянные стычки с половцами выкашивали людей, как траву. Отчасти за такую крепость Владимир мог бы поблагодарить своего отца, переяславского князя Всеволода. Тот старался вырастить из сына настоящего мужчину и рано стал приучать мальчика к охоте: если не побоится ходить на дикого зверя, то и в жизни многое вынесет. Владимир ловил в степях и сам укрощал диких коней, не раз был на волосок от гибели: прямо с конем его поднимали на рога дикие туры, топтали лоси, рвал медведь, нападала рысь.

По свидетельствам современников, Мономах был невысок, но «крепок и силен». «Глаза у него были большие, волосы рыжеватые и кудрявые, лоб высокий, а борода широкая и густая».

Тринадцатилетним подростком по решению отца Мономах отправился княжить в Ростов Великий. Путь был неблизкий и опасный, но юный князь с дружиной благополучно добрался до города. Позже княжил в Смоленске, Чернигове, Переяславле, Владимире-Волынском. И за справедливость называли его «чудным князем», «милостивым паче меры».

Картина В. М. Васнецова «Отдых Владимира Мономаха после охоты»

Картина В. М. Васнецова «Отдых Владимира Мономаха после охоты»

Ростовщики XII века

Весной 1113 года полыхнуло в Киеве: жители, обозленные произволом ростовщиков, немыслимыми процентами, начали громить лавки и поджигать дома кредиторов. И в те времена участь должника была незавидной: в один миг свободного человека превращали в бесправного холопа.

В этот трудный для Киева момент городское вече позвало на помощь пользовавшегося большим авторитетом Мономаха. Просили слезно: приходи, князь, а иначе, мол, быть большой беде.

4 мая 1113 года Владимир Всеволодович занял «стол» великого князя Киевского. Сразу собрал «мужей своих» на совет, там постановили: ростовщик может требовать не более 33 процентов от ссуды, а иначе потеряет весь капитал. Никто не мог теперь насильно закабалять должников, превращать закупов (свободных наемных рабочих) за долги в рабов. Все законы, которые ввел Мономах, составили так называемый «Устав», дополнивший «Русскую правду» - первый свод законов на Руси, составленный еще при Ярославе Мудром.

На «золотом столе» Киева Мономах находился до самой смерти.

Владимир II Мономах, правитель Киевской Руси (1113 - 1125). Источник: wikimedia.org

Владимир II Мономах, правитель Киевской Руси (1113 - 1125). Источник: wikimedia.org

Поучение детям

Он женился три раза. Первой его супругой стала Гита - дочь англосаксонского короля Гаральда, третьей – дочь половецкого хана. От трех жен было восемь сыновей и три дочери. Дочерей он выдал замуж за иностранных принцев, а сыновьям раздал во владения наиболее важные русские города. Мономашичи владели тремя четвертями Русской земли, что долгое время обеспечивало мир. А сам Мономах, прозванный за авторитет «старейшим князем», уговорами и силой поддерживал единство и порядок в Древнерусском государстве.

Своему многочисленному семейству Владимир Мономах адресовал историческое «Поучение детям». Это было талантливое произведение мыслителя, философа, итог его размышлений о прожитой жизни, назидания и советы молодым. «Поучение» написано простым, понятным языком, ярко и эмоционально и читается как доброе послание старшего друга. Поэтому и стало литературным памятником.

Одним из главных средств спасения Мономах считал не монашество, не уединение, а благодеяния. В их числе – защита сирот и «вдовиц», слабых. Он призывал потомков быть верными клятвам, не лгать, почитать старых людей, учиться тому, чего не знаешь. А пуще всего следует бояться лени – матери всех пороков. И в семейной жизни видел Мономах свои секреты: надо любить жен, но не давать им власти над собой.

Ему хотелось, чтобы дети были хорошими хозяевами, и он призывал их прилежно за всем смотреть, «не полагаясь на отроков и тиунов». «А на войне будьте деятельны; служите примером для воевод», – советовал великий князь.

А. Д. Кившенко. «Долобский съезд князей — свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком»

А. Д. Кившенко. «Долобский съезд князей — свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком»

Вся жизнь в седле

Только за 12 лет, с 13 до 25-ти, он совершил 20 военных походов и преодолел в седле не менее 10 тысяч километров. Сам Владимир называл свои походы «великими путями». Таких было всего 83. Воевал с половцами, торками, поляками. Одерживал победы почти во всех битвах, и потому его считают лучшим полководцем своего времени. При этом воевал наравне с дружинниками.

 Но более всего прославился Владимир Всеволодович своими усилиями по объединению русских земель и русских князей в борьбе с половцами. Справиться с ними нашим мешали собственные амбиции. Мономах решил, несмотря ни на что, собрать силы русских воедино. Ради этого в ущерб собственным интересам он пошел на компромисс с родственниками. Ему удалось убедить многих русских князей собраться вместе, чтобы обговорить линию поведения. Первый съезд состоялся в Любече в 1097 году, где решили: «Каждый держит отчину свою», то есть владеет землей предков, правит у себя и не зарится на чужое княжество. Все понимали, что распри губят Русскую землю, клялись жить мирно и целовали крест. Но вражда утихала ненадолго. Состоялось еще два съезда – Витичевский в 1100 году и Долобский в 1103. Наконец Владимир убедил князей объединиться и повел их на Великую Степь. За несколько походов они надолго отбили у врага охоту нападать на русские города и села.

Когда столкнулись интересы Древнерусского государства и Византии, дело окончилось миром, и Мономах получил от греков богатые дары. Отсюда родилась легенда о том, что в их числе были знаки царского достоинства: венец (шапка Мономаха) и бармы (оплечья).

Справка: Есть несколько версий появления на Руси Шапки Мономаха. Наиболее ранняя – ее передал сам Константин Мономах своему внуку. Византийские Мономахи якобы получили этот драгоценный убор из Вавилона, от царя Навуходоносора (7 - 6 вв. до н. э.). Но Константин умер, когда Владимиру было всего два года, вряд ли он знал, что малыш вырастет и станет правителем.

Вторая версия говорит о том, что ее подарили греки в качестве «платы за мир». Будто бы умирая, Мономах передал сокровища своему сыну, ростово-суздальскому князю, основателю Москвы, Юрию Долгорукому. И потому она осталась в Московии.

Еще одна версия называет имя московского князя Ивана Калиты (1288-1341). В его завещании 1328 года упоминается «золотая шапка», считают, что ее подарил Калите ордынский хан Узбек.

Впервые официальное название «шапка Мономаха» встречается в летописи 1518 года, где рассказывается, как московский правитель Иван III в 1498 году венчал в Успенском соборе на великое княжение своего внука Дмитрия Ивановича*, на которого возложили шапку Мономаха и бармы. А в Российской империи (с 1721 года), шапку Мономаха заменили короной.

Только один раз надевал правитель шапку Мономаха – во время венчания на царство. В остальное время он носил венец.

Кстати: Шапка хранится в Оружейной палате. Вернее – их две: вторую сделали для молодого Петра I, когда венчали сразу двух царей-подростков – Ивана и Петра. Весит шапка без малого один килограмм. Она из золота и украшена драгоценными камнями: сапфирами, рубинами, изумрудами, жемчугом. Наверху – золотой крест. По ободу – соболья опушка.





*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов


Дочь Михаила Фрунзе и Клима Ворошилова зачали в бронепоезде
«Что ж ты, милая, смотришь искоса»: почему песню «Подмосковные вечера» почти возненавидели ее авторы