Кого ударит по карману пресловутая смерть формата mp3

Патент умер – да здравствует mp3!

В середине мая 2017 года по интернету распространилась информация о «смерти» популярнейшего формата музыкальных файлов mp3. Между тем все обстоит с точностью до наоборот: mp3 наконец сбросил путы патентного рабства.

Права на колесо

Мировая патентная система – сложнейший набор правил и условностей. Вечных патентов (в отличие от авторских прав) не бывает – иначе мир оказался бы в заложниках у изобретателей и их представителей. Время от времени разные оригиналы регистрируют свои права на огонь или колесо, но никто к этому всерьез не относится.

Патентная система, с одной стороны, охраняет права разработчиков и изобретателей, с другой – защищает общество от их диктата. Скажем, в жизненно важной сфере – лекарственных препаратов – срок действия патентов, как правило, составляет 20–25 лет с момента подачи заявки, то есть 12–17 лет с вывода лекарства на рынок. После этого все фармпредприятия имеют право производить дженерики – то есть лекарства с таким же составом, но под другими названиями, – без каких-либо разрешений и лицензионных отчислений.

При этом срок действия патентов в разных странах может быть разным в зависимости от местного законодательства. Так, три года назад Россия праздновала окончание срока действия патента на «Виагру», тогда как в Европе этот документ потерял силу тремя годами ранее.

pixabay.com

Курочка по зернышку

В нашем случае речь идет о праве в области программных решений – самого легковоспроизводимого на свете продукта. Серия патентов на этот кодек (набор алгоритмов для создания и чтения медиафайлов) третьего уровня был получен институтом Фраунгофера в Германии, где работала компания разработчиков MPEG.

В 1994 году они представили первый действующий кодировщик mp3. С этого момента все производители устройств, на которых могут создаваться и воспроизводиться файлы, использующие данный метод сжатия, обязаны были платить определенную (незначительную) мзду разработчикам.

Да-да, долгие годы они получали деньги с каждого проданного бытового устройства, понимающего формат mp3. На компьютеры как на изделия это не распространялось, так как компьютер «из коробки» не умеет ровным счетом ничего. А вот разработчики операционных систем и программ воспроизведения аудиофайлов также отчисляли средства с каждой проданной копии. Пользователи этого не замечали, но вся нагрузка в итоге ложилась на них – даже несмотря на то, что существовали и существуют альтернативные и совершенно бесплатные технологии (например, кодек и формат ogg).

За эти годы в мире прошли сотни судебных заседаний по поводу неправомерного использований кодеков, общая сумма одних только штрафов превысила миллиард долларов США.

В апреле 2017 года истек срок действия последнего патента. Теперь все возможности mp3 можно использовать совершенно бесплатно. Именно этот факт в институте Фраунгофера и назвали «смертью формата».

pixabay.com

Достоинства мнимого покойника

Для своего времени mp3 был, безусловно, прорывным решением. Суть его состоит в сжатии объема аудиофайлов в существенное количество раз (в среднем – 11) без заметной потери качества. Таким образом, на одном жестком диске стало помещаться намного больше музыки. Важными достоинствами формата были также скорость его сжатия при кодировании и расшифровки при декодировании, то есть воспроизведении. Множество «слепых» тестов показали, что самые прожженные аудиофилы редко способны отличить записанный без искажений звук от сжатого в формате mp3 с битрейтом (объем информации на 1 секунду воспроизведения) 192 кБит/с. Более того, в домашних условиях на обычных колонках 2000-х годов эта разница не слышна даже в треках с существенно более низким битрейтом.

Аналогом mp3 в графике является всем известный формат jpeg, патент на который признан недействительным еще в 2006 году, хотя фактически массовые отчисления за его использования вообще никогда не имели места.

Отметим, что файл с расширением *.mp3 вполне может быть сжат другим кодеком. В том числе и от того же института Фраунгофера, который произвел на свет массу алгоритмов сжатия звука.

pixabay.com

И это пройдет

Смерти нет. Ситуация на рынке не изменится вообще. Все производители, как и раньше, будут включать в свои программные решения поддержку mp3, тем более что она стала бесплатной. Да, есть масса более современных решений (лучшее качество звука при меньшем объеме файлов), однако основная масса копий произведений мировой музыки в частном владении записана в формате mp3, и ничего с этим не поделать.

Честь и хвала разработчикам кодека, но надо признать, что последние лет пятнадцать они уже просто паразитировали на своем давнем успехе. Уже существовали более продвинутые и при этом бесплатные решения, однако в общественном сознании музыка значила mp3 – и ничего более. Пиарщикам и лоббистам Фраунгофера удавалось тормозить развитие альтернативных форматов, препятствовать их включению в прошивки распространенных медиаустройств (бытовые cd-, dvd-, usb-плееры, «умные» телевизоры и т.д.). Только по этой причине остается популярным 128-битный mp3, который по современным меркам, с современной акустикой, – очень плохой звук. Слушать в этом формате панк-рок – милое дело, но Моцарта – оскорбление памяти великого композитора.

Отказ от mp3 в пользу более продвинутых алгоритмов сжатия или форматов без сжатия (например, flac) будет долгой, постепенной, эволюционной, сильно зависящей от развития устройств хранения данных. В 2040-х годах файлы mp3 будут вызывать такую же ностальгию, как сейчас – советская игровая консоль «Ну, погоди!» Спасибо вам, ребята из Фраунгофера, за нашу музыкальную молодость, но вы зажрались. Патент умер – да здравствует mp3!