Какие знаки судьба посылала Николаю II
1 марта 1887 года было совершено покушение на предпоследнего русского императора Александра III. В этот день роковым образом переплелись судьбы двух тогда еще юношей – 18-летнего Николая Романова и 16-летнего Владимира Ульянова.
За участие в покушении был казнен старший брат Владимира, Александр. Историки приписывают юному Ленину фразу, якобы сказанную в трагические для семьи дни: «Мы пойдем другим путем». На этом пути Владимир Ильич создал партию большевиков, в 1917 году пришел к власти, а год спустя была уничтожена почти вся императорская фамилия и отказавшиеся покинуть государя приближенные.
Опасная профессия
Последний российский император Николай II родился 6 (18) мая 1868 года и с сознательного возраста учился властвовать страною. Он, можно сказать, получил высшее царское образование – изучил специальный курс наук, где соединились экономика, юриспруденция и военное дело, честно служил в нескольких родах войск, участвовал по настоянию отца в заседаниях Государственного совета и кабинета министров. Но вот хотел ли Николай быть императором? По свидетельству оппозиционного политика, члена Государственной думы первого (дореволюционного) созыва В.П. Обнинского, Николай «одно время упорно отказывался от престола», но был вынужден уступить отцу - Александру III.
К концу XIX века профессия царя была уже несколько старомодной. Все уважаемые европейские страны, даже монархии, имели парламенты и конституции. У России не было ни того, ни другого, зато всегда был человек, который на всю страну мог сказать: «Такова моя воля». Не все этому радовались.
Дед Николая II, Александр II, пережил несколько покушений и в конце концов был убит народовольцами. Отец, Александр III, тоже не знал спокойной жизни. Через полтора года после казни Александра Ульянова и его товарищей, 17 октября 1887 года, поезд, на котором из Крыма в Питер едет царская фамилия, попадает в катастрофу.
Позже историки назовут ее терактом. Тогда погибли 18 человек, в том числе лакей, подававший кофе Александру III, а вот сам император и его родные уцелели. Дочь Ксения навсегда осталась инвалидом. У самого Александра ушибы, полученные при катастрофе, спровоцировали болезнь почек, от которой император скончался через шесть лет.
Через два года после катастрофы цесаревич Николай вместе со своими родными отправляется в большое путешествие. С нетерпением он ждал прибытия в Японию. Там, 29 апреля 1891 года, в городе Оцу, на него нападает полицейский-фанатик и наносит пару ударов саблей. Русского наследника заслонили собой двое рикшей, которые получили за храбрость ордена Святой Анны, 2500 иен единовременно и 1000 иен в качестве пожизненной пенсии.
В атмосфере панихид
В 1894 году умирает Александр III, изнуренный тяжелой болезнью. Николай должен занять престол. В спешном порядке играется свадьба, которую потом будут проклинать по разным поводам. Невеста - принцесса Виктория-Алиса-Луиза- Беатриса Гессен-Дармштадтская (Александра Федоровна, или Аликс, как стал называть ее Николай). Родители сначала хотели женить цесаревича на другой принцессе: их сильно настораживало то, что Аликс являлась носительницей «викторианской болезни» гемофилии. И, как показала история, их опасения были не напрасны.
После смерти императора семья была в трауре, но на 14 ноября приходился день рождения императрицы-матери Марии Федоровны, и по этикету можно назначить венчание. Позже один из родственников царя назвал «медовый месяц в атмосфере панихид» прологом к исторической трагедии.
Дальше – больше. Коронация императора и его супруги состоялась 14 мая 1896 года в Кремле. На Ходынском поле должны были пройти народные гулянья. Но полмиллиона людей так рвались получить бесплатные подарки, что передавили и перетоптали друг друга.
Погибли около 1300 человек. Причем император не отменил назначенный вечером бал, танцевал там с дамами, а простые москвичи в это время проклинали его, опознавая трупы своих родных на Ваганьковском кладбище.
Младенец государственной важности
Император очень любил свою жену, а вот в России Александру Федоровну терпеть не могли. Для начала ее обвиняли в том, что она четыре раза родила дочерей – одну за другой. Несмотря на то, что девочки росли красавицами и умницами, отсутствие наследника становилось проблемой государственной важности. Решили ее оригинально: пригласили из Франции экстрасенса Филиппа, и тот уверенно предсказал императорской чете рождение мальчика.
Для усиления эффекта было принято решение о канонизации Серафима Саровского. 17-20 июля 1903 года императрица участвовала в торжествах прославления и открытия мощей в Саровской пустыни.
Ровно через год, 30 июля в Петергофе появился пятый ребенок – долгожданный сын Алексей. Когда младенцу было всего два месяца, выяснилось, что он унаследовал от матери гемофилию в активной форме. Совсем скоро особо приближенным к царской фамилии становится не то врач, не то юродивый, в общем, Гришка Распутин.
Сенатор В. Гурко считал, что активное влияние Александры Федоровны на политику супруга началось как раз в 1905 году, когда царь, находясь в сложном положении, начал передавать ей на «визу» издаваемые им государственные акты.
Гурко прямо говорил: «Если государь…не обладал должной для правителя властностью, то императрица, наоборот, была вся соткана из властности, опиравшейся у нее к тому же на присущую ей самонадеянность». Так что 1905 год был ознаменован не только началом первой русской революции и войной.
К гадалке не ходи
Год начался так, что Николаю II впору было серьезно задуматься. Накануне Рождества, во время праздничного салюта одно из орудий со стороны Васильевского острова выстрелило по дворцу картечью.
В связи с инцидентом в одном из СМИ было написано: «нельзя не видеть чего-то особенного в том, что смертельно был ранен один лишь полицейский по фамилии Романов (курсив наш – ред.) и было прострелено древко знамени «питомника нашего злосчастного флота».
И надо же, чтобы в мае в ходе русско-японской войны при Цусиме был разгромлен русский флот. В 1906 году Константин Бальмонт написал поэтическое пророчество:
Кто начал царствовать — Ходынкой,
Тот кончит — встав на эшафот.
В 1905 же году 1 ноября Николай II делает запись в своем дневнике: «Познакомились с человеком Божиим — Григорием из Тобольской губ. Вечером укладывался, много занимался и провел вечер с Аликс».
Постепенно имя Распутина стало в Петербурге и в стране символом блуда, но при этом все знали, что «божий человек» неограниченно влияет на императорскую семью. Только личное присутствие Распутина облегчало страдания маленького Алексея, поэтому до поры до времени мужику, взявшемуся неизвестно откуда, все сходило с рук.
В 1914 году на Распутина было совершено покушение, но смерть настигла его в ночь на 17 декабря 1916 года во дворце Юсуповых на Мойке.
Незадолго до своей смерти Распутин, видимо, обладавший действительно недюжинными экстрасенсорными способностями, написал следующее завещание: «…Если меня убьют нанятые убийцы, русские крестьяне, мои братья, то тебе, русский царь, некого опасаться. Оставайся на твоем троне и царствуй. И ты, русский царь, не беспокойся о своих детях. Они еще сотни лет будут править Россией. Если же меня убьют бояре и дворяне и они прольют мою кровь, то их руки останутся замаранными моей кровью, и двадцать пять лет они не смогут отмыть свои руки. Они оставят Россию. Братья восстанут против братьев и будут убивать друг друга, и в течение двадцати пяти лет не будет в стране дворянства…».
Это завещание прочла Александра Федоровна и запретила показывать супругу. Но от судьбы не уйдешь.
По дороге на эшафот
Во время февральской буржуазно-демократической революции царь отрекся от престола. Была надежда, что Романовым удастся эмигрировать в Англию, где на троне сидел двоюродный брат Николая Георг V. Но, напуганный Первой мировой войной и обстановкой в собственной стране, родственник отказался принять опальное семейство.
Сначала Романовы жили в Царском Селе в относительно благополучных условиях. В июле 1917 года Временное правительство решило перевезти их в Тобольск, потому что Петросовет рабочих депутатов настаивал на заключении всей семьи в Петропавловскую крепость. В Сибирь за Романовыми последовало несколько десятков человек, среди которых были и друзья, и слуги, и повара.
Удивительно, что после отречения в Николае Александровиче проступили все его лучшие человеческие черты. Он достойно переносил не только ограничения, но никогда не отвечал на грубость охранников. Всегда поддерживал жену и детей, придумывал для них развлечения и следил за тем, чтобы дети продолжали учиться. Сам уделял много времени физическому труду. Но держаться становилось все труднее.
30 марта 1918 года у царевича Алексея отнялись ноги. В это же время в Тобольск прибыл новый комиссар Яковлев и потребовал, чтобы Николай ехал в Москву. Однако поезд не пропустили екатеринбургские большевики, и после многих злоключений вся семья оказалась в Екатеринбурге, в печально знаменитом теперь доме инженера Ипатьева. Там уже приставленные к семье солдаты издевались вовсю и над Николаем, и над его женой, и даже над барышнями и больным мальчиком. Часть слуг была арестована.
Историки не пришли к единому мнению, виновен ли Ленин лично в расстреле семьи и приближенных Романовых. Официально постановление принял Уральских облсовет депутатов, а само убийство, совершенное в подвале, – дело рук Якова Юровского и его «сподвижников».
В ночь на 4 июля (по старому стилю) 1918 года погибли не только Николай, Александра, четыре их дочери и сын Алексей, но и доктор семьи Боткин и трое слуг.
Все трупы впоследствии были сброшены в шахту и специально облиты бензином и кислотой. Много позже останки были обнаружены в Коптяковском лесу и подвергнуты длительным исследованиям. В 1998 году – перезахоронены в Санкт-Петербурге. Несмотря на убедительные доказательства, не все считают, что это именно останки Романовых.
Справка: На следующий день после убийства в Екатеринбурге в Алапаевске были казнены великая княгиня Елизавета (сестра Александры Федоровны), великий князь Сергей Михайлович, три сына великого князя Константина, сын великого князя Павла. В январе 1919 года четыре великих князя, включая Павла, дядю царя, и Николая Михайловича, либерального историка, были казнены в Петропавловской крепости. Из близких родственников семьи тогда уцелели старая императрица Мария Федоровна (ум. в 1928 г.) и две ее дочери (ум. в 1960 г.)