Без помощи англичан было бы семь трупов,

считает бывший председатель Комитета по проведению подводных работ особого назначения при правительстве РФ вице-адмирал Тенгиз Борисов
ТЕНГИЗ БОРИСОВ: "Истины мы никогда не узнаем!"

ТЕНГИЗ БОРИСОВ: "Истины мы никогда не узнаем!"

Вот уже вторую неделю вокруг АС-28 «Приз» ведутся ожесточенные споры. Специалисты обсуждают как само происшествие, так и спасательные работы. Главный вопрос: могли бы мы обойтись без иностранцев? Одни заявляют - «да», другие категорично - «нет». От самих героев просачиваются противоречивые сведения. В первый день разнеслась весть о прощальных записках, которые ребята якобы написали, когда оказались в подводном плену. Затем все это они же и опровергли. Или еще пример: сначала кто-то из моряков утверждал, будто команда сидела на голодном пайке, а потом появилась информация, что и кислорода, и воды, и продуктов хватило бы еще на 36 часов. А значит, времени вполне хватало, чтобы справиться с бедой собственными силами.

Как же было все на самом деле?

- Истины мы никогда не узнаем, - считает профессор, доктор технических наук вице-адмирал Тенгиз Борисов. - Теперь спасенные моряки будут «нести» все, что угодно. Возможно, завтра они нам расскажут, что на борту АС-28 были даже ананасы. Да и вообще, в этой истории много непонятного и удивительного.

АС-28 "ПРИЗ": на глубине аппарат работал без страховки, в надежде на русское "авось"

АС-28 "ПРИЗ": на глубине аппарат работал без страховки, в надежде на русское "авось"

- Например?

- Сначала хочу кое-что уточнить. Журналисты и даже некоторые морские офицеры в своих выступлениях постоянно говорят о батискафе. Этот аппарат действительно сходен с АС-28. Однако батискаф предназначен только для научно-исследовательских работ. Поэтому у него максимум иллюминаторов - для большего обзора. Люди размещаются в шаре. Над ним находится своеобразный поплавок. Его, как правило, заполняют керосином. Подобная конструкция позволяет батискафу опускаться на рекордные глубины (в 1960 году ученым удалось достичь дна Марианской впадины, а это - 10 919 метров).

- А что тогда представляет собой АС-28 и для чего он предназначен?

- Это подводный автономный снаряд. Его рабочее пространство состоит из нескольких сфер. Они соединены между собой цилиндрическими вставками. Здесь «окон» меньше. АС-28 тоже выдерживает высокое давление, опускается до 1000 метров. Аппарат используется для спасательных работ. У него имеется специальное присасывающее устройство и переходный модуль, как у космических кораблей «Союз» и «Аполлон». АС-28 может сесть на затонувшую подводную лодку, состыковаться с ней и вызволить из нее экипаж. Кстати, его попытались применить на «Курске». Но неудачно.

- Почему?

- Прежде чем послать спасательный снаряд, решили опустить на «Курск» водолазный колокол. Но крен погибшей субмарины составлял больше 20 градусов. Поэтому установить данное устройство не получалось. И тем не менее попытки не прекращались. В результате так называемая комингс-площадка пострадала - на стальном полированном кольце появились вмятины. А ведь именно оно при помощи резинового уплотнения обеспечивало герметичность. АС должен был состыковаться с «Курском», откачать воду и выровнять давление, чтобы затем открыть люк...

- А кого тогда спасал АС-28 в Тихом океане?

- Никого. Вот с этой странности все и началось. Автономный снаряд выполнял несвойственную ему задачу. Экипаж обязали проверить и отремонтировать ту самую секретную систему обнаружения подводных объектов, в которой и увяз аппарат. К тому же АС-28 направили туда без сопровождения, хотя заранее было ясно, что тут есть определенный риск - морякам пришлось без какой-либо страховки работать в районе, где находилось множество тросов, кабелей и тому подобное. Снаряд запутался бы и без этой несчастной сети. Удивительно и то, что АС-28 оказался недоукомплектованным. Как правило, на борту есть определенное количество банок регенерации. Их вскрывают и оттуда осторожно в резиновых перчатках извлекают пластины. Помещенные в особые устройства, они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Жизнь им можно продлить при помощи воды. Этот метод отработан давно. В принципе комплект рассчитан на пять суток. И вот когда начались проблемы с кислородом, в кормовом отсеке случайно обнаруживаются еще две банки регенерации. Неужели командир не знает свой запас и его местонахождение?! Наверное, экипаж не был готов к выходу в море. Лишний же комплект также вызывает недоумение.

НОРМОБАРИЧЕСКИЕ СКАФАНДРЫ HS-1200: после гибели "Курска" восемь таких купили в Канаде за $20 миллионов. Возможная глубина погружения - 365 м ("Приз" находился под толщей воды в 190 м)

НОРМОБАРИЧЕСКИЕ СКАФАНДРЫ HS-1200: после гибели "Курска" восемь таких купили в Канаде за $20 миллионов. Возможная глубина погружения - 365 м ("Приз" находился под толщей воды в 190 м)

- Тенгиз Николаевич, вы поддерживаете тех, кто заявляет сейчас, что мы могли бы обойтись без помощи иностранцев?

- Нет. Если бы не англичане и те же американцы, которые помогли им в аэропорту выгрузить оборудование, у нас сегодня бы было семь трупов и погибший автономный снаряд. Вот 20 лет назад мы справились бы сами. Под Санкт-Петербургом есть институт, который готовил глубоководных водолазов. Они могли опускаться до 160 метров, а некоторые и глубже. Теперь такой школы нет. Имея в распоряжении подобных специалистов, мы бы спасли 23 подводника с «Курска», переживших два взрыва. А операцию по вызволению АС-28 провели бы за считанные часы. К сожалению, в свое время распустили и Комитет по проведению подводных работ особого назначения при правительстве России, которым я руководил. Мы провели уникальные работы по консервации подлодки «Комсомолец», по нашим заявкам разрабатывалась специальная спасательная техника, мы планировали создать сеть водолазных школ и многое другое. Функции комитета тогда передали МЧС. В итоге сегодня Сергей Шойгу оказался не в состоянии помочь терпящему бедствие экипажу АС-28.

- И последнее. Бывший командующий Черноморским флотом Эдуард Балтин выступил против иностранной помощи. Он заявил, что в районе бедствия АС-28 много секретов.

- Эдуард Балтин живет еще в том, советском времени. Единственный секрет там - это место установки оборудования. Но оно давно засвечено. Конкретно же англичане разглядеть ничего не смогли. В конце концов, черт с этими тайнами. Главное - спасены люди. Хоть какой-то урок был извлечен после трагедии с «Курском».



автор