Прыжок в бездну: пиво изо рта, обмороки и слёзы

Наш корреспондент опробовал на себе одно из самых опасных развлечений в мире

Прошедшие майские праздники я провела в Латвии. Недалеко (на машине из Москвы до границы часов восемь, а на самолете до Риги так быстро, что даже вздремнуть не успеваешь), все говорят по-русски, вкусная сытная еда и главное… множество способов получить адреналин. Все любители экстрима из Прибалтики едут в латвийский город Сигулда. Одни спускаются по саночно-бобслейной трассе, которая возможно станет олимпийским объектом на зимних играх в 2026-м. Другие «летают» на тросе над рекой. А я решилась совершить банджи прыжок с фуникулера. Упасть вниз головой с 43-метровой высоты и не умереть от страха. Как? Читайте и смотрите.

Есть два вида прыжков с большой высоты: роуп и банджи. Роуп - это прыжки на альпинистских веревках. Банджи джамперы прыгают тарзанкой (резинкой, которая пружиниться). В Латвии, да и во всей Прибалтике, такой аттракцион находится только в Сигулде. Прицепят к ногам трос и вытолкнут из фуникулера здесь за 60 евро. Если захотите ощутить все краски свободного падения вдвоем - 105 евро. Высота прыжка над рекой Гауйа - 43 метра.

Инструктор по банджи джампингу в Сигулде - Валдис Эидженфелдс - изучал русский язык в школе и с удовольствием рассказал о всех тонкостях опасного развлечения.

- Лет 20 занимаюсь прыжками, - начал улыбчивый Валдис. - Это место функционирует с 1992-го, если не ошибаюсь. Сезон начинается к концу апреля-началу мая. А заканчивается в октябре-ноябре. октябрь ноябрь. Самый пик приходится на июль-август. В эти месяцы бывает и по сорок человек в день. Днем фуникулер возит туристов туда-обратно, а вечером начинаем прыгать. Набираем группу человек по десять и едем к середине реки. Между первым и последним человеком проходит примерно час. Здесь часто кино снимают местные кинокомпании и иностранные. Недавно американцы приезжали.

Прыгают с фуникулера над рекой Гауйа
Прыгают с фуникулера над рекой Гауйа

- Как человек, собирающийся сейчас прыгать, не очень хочу задавать этот вопрос, но все же: несчастные случаи бывали?

- За 27 лет ни одного. Трагедии происходят, когда не следят за экипировкой. Ведь резина рвется и ломаются карабины от старости! Мы же каждый год возим экипировку на проверку. Если на снаряжении есть даже маленькая трещина нам запрещают им пользоваться. Также мы прыгаем с одним снаряжением определенное количество раз и выбрасываем его. Вдобавок используем страховочную стропу.

- Что это?

- Двойная страховка. Смотри, раньше мы прыгали с тросами из резины. Сейчас, по совету друзей из Финляндии, из каучука, который изготавливают в Малайзии. Но и резина и каучук могут порваться…

- О боже.

- Теоретически! (смеется) Так вот поэтому мы вставили еще и стропу - это, грубо говоря, лента из ткани. На вид она не толстая, но держит где-то пять тонн. Если резина порвется, то лента удержит человека. У нас есть три вида тросов. Чем толще человек, тем плотнее каучук. Первая категория до 80 кг, вторая с 80 до 120 и третья - свыше 120 кг.

Инструктор Валдис показывает тарзанку из каучука
Инструктор Валдис показывает тарзанку из каучука

- Ого, а люди с таким весом тоже прыгают?

- Конечно! Самый большой наш клиент весил 147 кило. И ничего не оборвалось, парень был счастлив. Чем больше вес, тем сильнее тебя пружинит. Но клиент этого не чувствует на самом деле. Когда первый раз прыгаешь вообще ничего не понимаешь. Раза с третьего еще может быть.

- Самому пожилому клиенту сколько лет было?

- 76. Переживали немного за его здоровье. Но мы не медики и не можем залезть в организм человека. Поэтому он должен сам оценивать свое состояние. Перед прыжком клиент обязательно подписывает бумагу. Если он говорит, что у него все ок и он готов прыгать, то что ж… Со старичком все было хорошо!

- А самого молодого помните?

- Мой двухлетний сын. Он сам захотел, никто его не заставлял. Не визжал, остался в восторге. Он со мной прыгал естественно. Дети могут и одни прыгать, если их вес не меньше 35 кило - иначе резина не растянется. Только родители должны дать письменное разрешение.

В надёжности экипировки Валдис уверен
В надёжности экипировки Валдис уверен

- Прыгать больно?

- Нет! Ощущения можно сравнить с торможением автомобиля. Единственное отличие - вы приближаетесь к воде головой вниз.

- До воды достать можно?

- Да, мы регулируем трос по желанию клиента. Но не советуем этого делать. Там не глубоко и можно удариться о дно. Или бревно какое-нибудь будет плыть… Плюс довольно неприятно входить в воду на быстрой скорости: если не закроешь лицо руками - останутся синяки и ссадины.

- Кажется, что над рекой гораздо безопаснее прыгать, чем над бездной…

- Миф. Чисто психологически людям проще над водой конечно. Они думают, если вдруг упадут, то точно не разобьются. Но по факту о воду можно разбиться.

- Есть какие-то правила поведения перед прыжком? Например, не объедаться.

- Нет. Бывают и сильно выпившие приходят и все ок. Не было такого, чтобы кого-то вырвало. Лишь однажды у мужчины все пиво обратно вытекло. К слову, у пьяных ощущения не такие яркие, как у трезвых.

- Нужду от страха кто-нибудь справлял в полете?

- Нет. Если описаешься - будешь первой. И если в обморок упадешь или сердце остановится - тоже (смеется).

- Как со страхом справиться?

- Главное не думать и не стоять долго там, на высоте. Самое страшное - сделать первый шаг, а потом будет круто. Подошел к краю, вдохнул и прыгнул. Чем дольше стоишь, тем страшнее становиться. Помню, двух девочек, которые пропускали всех вперед себя и плакали весь час.

- Прыгнули в итоге?

- Помогли. Дольше минуты мы стоять не даем. И, кстати, крайне важно не пытаться за что-нибудь ухватиться. Бывали случаи, когда люди прыгали и в последний момент цеплялись за выступы. Это травмоопасно.

- Есть те, кто не боится?

- Мало таких. И думаю они просто хорошо скрывают эмоции. Всегда говорю: если нет страха, то надо к доктору идти.

- Мата наверное много слышите.

- О, да. И на русском, и на английском, и на всяком. При том сильнее всех ругаются миловидные девочки. Бывает, что перед прыжком угрожают найти нас всех и посадить в тюрьму от страха. Потом прыгают и забывают обо всем. Очень редко жалуются на то, что после прыжка людям приходится подниматься самим по лестнице наверх. То есть человек спрыгивает, мы везем его, висящего вниз головой, к берегу. Там его снимает наш человек и все.

На берегу клиента встречает специальный человек
На берегу клиента встречает специальный человек

- Правда, что когда ты спрыгнул с одной высоты, тебе хочется с еще большей повторить?

- Нет разницы это высота 100 или 200 метров. Это высоко и все. Мое мнение: разница не чувствуется. Самая большая высота, с которой я прыгал - 170 метров в Литве с телебашни. Когда-то там была тарзанка. Меня больше не тянет прыгать. Если только в новых местах.

- Для чего?

- Сейчас для галочки. Это как завтрак.

Я восприняла свой первый прыжок точно не как завтрак. В фуникулеры нас было девять: я, влюбленная парочка и компания молодых британцев подшофе, отмечавших мальчишник. Когда прыгнул первый человек мое сердце забилось с безумной скоростью - выглядело это ужасно страшно. Пока ждала свое очереди немного успокоилась. Тем более вокруг красотища: леса, замок «Турайдской розы» на холме, солнышко светит. Но как только к моим ногам прицепили трос я оцепенела. Валдис был прав: чем дольше стоишь, тем труднее сделать шаг в пропасть. «Если все таки оборвется резина? Это очень высоко - я не смогу. У меня точно остановиться сердце. Меня точно стошнит» - эти мысли шли по кругу. Но выталкивать меня не пришлось. Спустя три минуты попыток заставить себя не боятся я просто упала как мешок. И снова инструктор не ошибся: я ничегошеньки не поняла. Помню, только как закричала от ужаса и маленьких человечков на мосту. По ощущениям это считанные секунды. Раз и ты уже просто висишь головой вниз, качаешься. Но впечатления однозначно незабываемые! И вот удивительно: стоишь на высоте и чуть ли не плачешь, а спрыгиваешь, оказываешься на земле и тут же хочется еще раз.


Фото Дмитрия Лифанцева





*Организация запрещена на территории РФ


Борис Бланк об Александре Домогарове: «Погрузнел, челюсть провалилась, истаскан, изможден»
Почему автор хита «Нас не догонят» всех своих детей называет одинаково