Митинг в Сыктывкаре собирали по рекламным объявлениям

Вообще-то это что-то новенькое. Людей стали собирать на митинг с помощью рекламных объявлений. За эту неделю на мой аккаунт в Фейсбуке* пришло три. Они сообщали, что «Север – не помойка!» и приглашали «2 июня в 13:00 в Мичуринский парк Сыктывкара на санкционированный митинг против московского мусора на Севере». Кто-то заплатил деньги, чтобы разбудить во мне гражданскую активность и сделать участником протеста. Им бы еще приписать, что всех митингующих будут кормить бутербродами, а под конец выступит Наташа Королева. Вот тогда бы кто-нибудь пришел. А так вместо митинга получился какой-то цирк с приезжими клоунами и зрителями.
Особой толпы народа в парке не наблюдалось. Реклама не помогла. Рядом с немногочисленными плакатами на мусорную тему едва колыхались потрепанные от многочисленных гастролей флаги «Российского объединенного трудового фронта», КПРФ и еще каких-то околополитических «рогов и копыт».
Один из участников достал последнюю сигарету, а пустую пачку бросил прямо себе под ноги.
- Вы же против мусора. Зачем мусорите, - спросил я борца за чистоту.
- Чо? А? – не сразу понял мою мысль отставник. – Самый умный? Видишь, чего творится?
Ничего особенного не творилось. Да он и сам прекрасно это видел. Поэтому от скуки подальше отпихнул от себя мыском пыльной туфли смятую пачку. Забегая вперед сразу скажу, что это был единственный пример реальной борьбы с мусором, который я увидел на митинге.
Организаторы заявили 10 тысяч человек. Цифру явно брали, как говорится, на вырост. Мол, а вдруг люди действительно придут.
Конечно, надежды на массовость не оправдались. Не помогли ни рекламные объявление, ни пара сотен, приехавших на митинг, профессиональных протестующих. Людей фактически не было. Мне кажется деньги на организацию митинга были просто украдены самими организаторами. Потому что людей для отчетных фотографий заставляли собираться кучей и снимали с такого ракурса, что з двадцати человек получалась целая толпа.
Повестка дня тоже оказалась слабоватой. Агитаторы просто не знали о чем говорить. Реальная актуальность мусорной темы в Сыктывкаре находится практически на нуле. Сколько бы ни старались приезжие политтехнологи, разжечь ее не получилось. Поэтому агитаторы просто призывали к отставке всех чиновников кого знали, от главы Республики Коми Сергея Гапликова до Дональда Трампа, не подписавшего Парижские соглашения.
- Правильно, - поддержал очередного оратора немногочисленный актив. – Надо подписать Сыктывкарские соглашения.
Их, по-моему, даже начали составлять прямо на коленке, но смысл документа остался непонятным. На вопрос, что войдет в соглашение, мне посоветовали искать в сосцетях, где уже идут их бурные обсуждения. Как такое может быть, если сам термин буквально десять минут назад родился тут прямо на моих глазах, я спрашивать испугался.
Стоящие рядом казаки с нашивками почему-то не нашего Особого Северного казачьего округа, а Санкт-Петербургского казачьего войска уже порядком нахлебались из своих фляжек, и их буквально распирало от желания как-нибудь похвастаться своей молодецкой удалью.
Честно говоря, я был уверен, что им надает по шапкам, как говорят приехавший прошлой ночью из Москвы, десант созванный из радикально настроенных членов организаций «Нация и Свобода», так называемого народного ополчения имени Минина и Пожарского и национального освободительного движения «300 Спартанцев».
Но крепкие жилистые парни выглядели устало и лишь косо поглядывали в сторону нескольких полицейских, которые гадали что значат надписи на нескольких плакатах на финском языке. И почему именно их фотографируют иностранные корреспонденты. Это действительно интересно, потому что там может быт что угодно, хоть до призыва к НАТО срочно ввести войска.

Сохранить север чистым не удалось
В Сыктывкарский «гайд-парк» освещать мусорные протесты я прихожу уже третий раз. И могу точно сказать, что жителей нашего города там все меньше и меньше. Тетеньки с плакатами на фотографиях, которых полно в интернете, могут оказаться откуда угодно, но только не из Сыктывкара. На прошлом митинге, который проходил в апреле я разговорился с группой таких пикетчиц.
- Нас тут целый вагон. Мы из Москвы приехали, эхо-активисты мы. То есть, эко. За природу приехали бороться, за чистоту. Вон наш старший ходит, - кивали они на долговязого носастого парня в расстегнутом пуховике под которым была видна футболка «За Навального».
В этот раз в Мичуринском парке скакали ребята из Кирова. Студенты сельскохозяйственной академии и медицинского университета на двух автобусах приехали весело провести время и подзаработать по две тысячи рублей. «Москва гадь под себя!», «Хоп - мусорок», «Россия не плантация для мусорной мафии» - призывали будущие врачи и агрономы.
– Мы пол часика тут помаячим и пойдем с местными ребятами из Лесного института пивка попьем. Бла-бла-бла одно, - жаловались девушки на скуку.
По идее, все участники митинга были против мусора. Но ни разу не прозвучало хоть одно предложение что с ним делать, как бороться.
Я все ждал хотя бы самого банального призыва – всем собравшимся прямо на месте поклясться с завтрашнего дня не мусорить на улицах и в подъездах. Или потребовать от депутатов Госдумы принять закон о полном запрете одноразовой пластиковой посуды. Может быть даже ввести принудительный раздельный сбор мусора. Но ничего подобного не происходило. Никто из выступающих не просто не знал, а даже не попытался задуматься над вопросом, как решать проблему.
- Если для того чтобы избавиться для мусора нам надо отделиться от Москвы, то пускай произойдет этот сепаратизм, хотя мы и не хотим, - по-Ленински картавил мужик под красным флагом, напрочь забыв о пролетариях всех стран, которые должны объединяться.
Люди к этому времени уже вообще перестали обращать внимание на ораторов. Свою работу они уже выполнили и просто ждали, когда их отвезу на вокзал. Многим еще предстоял долгий путь домой.
«Сохраним Север чистым» - самый часто встречающийся плакат. Но смысл его до митингующих так и не дошёл. За несколько часов они превратили мой любимый Мичуринский парк в мусорную свалку. Пивные банки, бутылки, всевозможные пакеты и обертки, даже презервативы (уж как они ухитрились их использовать ума не приложу) валялись всюду, где ступила нога противника мусорной реформы. Приехали, насвинячили и уехали, а мы остались убирать.
Фото:
*Организация запрещена на территории РФ