Опасный туризм: рухнуть в пропасть, получить пулю или подцепить желтуху

Сан-Сиприано (Колумбия)

Куда не стоит ехать в Латинской Америке

В Южной Америке полно достопримечательностей на любой вкус и кошелек, поглазеть на которые прилетает все больше туристов из России. Патагония, Буэнос-Айрес, Мачу-Пикчу, Галапагосские острова, шикарные бразильские пляжи - про многое из этого списка мы уже писали. Однако есть места, где наш собкор сам-то побывал, но другим свой любопытный нос совать не советует.

Сан-Сиприано (Колумбия)

Крошечная негритянская деревенька в джунглях неподалеку от тихоокеанского побережья Колумбии. Расположена возле ж/д полотна, которое тянется от Кали до Буэнавентуры, но для пассажирских перевозок не используется - нерентабельно. Автодорог здесь тоже нет. Местные темнокожие кулибины нашли оригинальный выход: ставят на рельсы деревянные платформы с парой скамеек, которые приводятся в движение мотоциклом. Ездил я один раз на таком перпетуум мобиле: на адской скорости в ливень сквозь джунгли… бррр, врагу не пожелаешь.

Местные прозвали эти повозки «брухитос» - «ведьмочки». Когда навстречу идет товарняк, пассажиры спрыгивают со скамеек и стаскивают транспорт на обочину. Но если зазеваешься - капец: четыре трупа возле тачки дополнят утренний пейзаж.

Что же касается самой деревни Сан-Сиприано, разрекламированной в ряде путеводителей, то она представляет собой… одну улицу с симпатичными домиками. Плюс - поблизости довольно зрелищный водопад, куда за небольшую денежку меня довел местный проводник.

Дорога смерти (Боливия)

Так называют трассу, соединяющую поселки Ла-Кумбре и Коройко неподалеку от Ла-Паса. Проложили ее пленные парагвайцы еще во время Чакской войны в 30-е годы. Считается одной из самых красивых в Южной Америке. Через 70 км она спускается с высоты 4700 до 1200 м!

«Дорогой смерти» ее назвали из-за огромного числа аварий со смертельным исходом. Преодолеть трассу можно несколькими способами, но самый интересный - на велосипеде. Учтите, что агентства в Ла-Пасе велосипед вам не дадут на прокат без покупки тура, который включает также оплату трансфера до каких-то достопримечательностей Боливии, обеда, гида и снаряжения.

Дорога смерти (Боливия)

Ранним утром нам с товарищами выдали костюмы, похожие на мотоциклетные, перчатки и шлемы. До Ла-Кумбре подкинули на микроавтобусе, а дальше мы отправились на двухколесных.

То, что дорога смертельно опасная, понимаешь сразу. Грунтовая полосочка на отвесной скале, поросшей джунглями, шириной 3,2 метра - в большинстве мест не могут разойтись даже две машины. Разумеется, никаких ограждений. До 2007 года, пока не открылся дублер, в ущелье падало в среднем 26 машин в месяц. В этих местах установлены кресты, которые в шутку называют боливийскими дорожными знаками. Самая громкая трагедия произошла в 83-м - в пропасть рухнул грузовик, перевозивший 100 человек.

Дорога смерти (Боливия)

Если думаете, что на велосипеде преодолеть дорогу легче, то сильно заблуждаетесь. Она реально очень узкая и постоянно виляет. Из-за перепада высот велосипед быстро разгоняется, а на грунтовке его контролировать намного сложнее.

На финише каждому из нас выдали по футболке «Я выжил на Дороге Смерти». Поперся бы я туда еще раз? Да ни за какие деньги!

Самое увлекательное путешествие по Дороге смерти - на велосипеде

Краколандия (Сан-Пауло, Бразилия)

Крокодилы тут ни при чем. Слово «Краколандия» переводится дословно «земля крэка». Это огромный район неподалеку от железнодорожной станции Лус в центре Сан-Пауло, ставший обителью опустившихся наркоманов.  В реальности Краколандия производит впечатление еще хуже, чем в телерепортажах и бразильских сериалах. Это филиал ада на земле. Бомжи под кайфом, дешевые проститутки с обезображенными лицами, готовые отдаться за дозу героина. Сотни наркоманов с пустыми глазами. Везде грязь и горящий в бочках мусор. При этом за районом бдительно присматривают полицейские, поэтому, как ни странно, здесь ощущаешь себя в относительной безопасности. Но у нормальных людей при виде всего этого возникают брезгливость и депрессия.

Краколандия (Сан-Пауло, Бразилия)

Трущобы Антимано (Каракас, Венесуэла)

Каракас - один из самых опасных городов на планете. В его трущобы («барриос») не рискуют соваться даже местные. Если в Бразилии вам без труда организуют тур в фавелу, то в Венесуэле подобных развлечений туристам не предлагают. Я почти потерял надежду туда попасть, пока не выяснил, что знакомая девушка состоит в евангелистской группе, которая в выходные дает концерты в трущобах.

На метро мы отправились в район Антимано на юго-западе Каракаса. В 2011-м на сайте ВВС ему посвятили статью под заголовком «Антимано - район, который символизирует насилие в Венесуэле». Население трущоб - около 150 тыс. человек, причем долгое время они полностью контролировались бандами. Перестрелки происходили ежедневно. Сейчас ситуация чуть стабилизировалась, но соваться в район туристам настоятельно не рекомендуют.

Трущобы Антимано (Каракас, Венесуэла). Фото: legion-media.ru

Нам предстоял путь наверх, на вершину холма. Там разделились на группы по три человека и начали обходить дома. Венесуэльская фавела не сильно отличается от бразильской. Узенькие дорожки завалены мусором, стены исписаны мрачными граффити.

Мы стучались в каждую дверь, волонтеры говорили о надежде и Иисусе, предлагая произнести молитву. Большинство людей были настроены дружелюбно (венесуэльцы всегда на позитиве!) и с интересом выслушивали евангелистов.

Через пару часов они устроили на главной улице небольшой концертик инсценированных песен на библейские сюжеты.  Атмосфера - абсолютно спокойная и дружелюбная. Хотя сунься сюда в дорогом костюме, останешься через час и без пиджака, и без бумажника, и без часов.

Район Белен (Икитос, Перу)

Попасть в Икитос можно либо на самолете, либо кораблем. Это столица провинции Лоренто и, собственно, всей перуанской части Амазонки. Изолированность накладывает отпечаток на облик города - там почти нет машин, 90 процентов дорожного потока - мотоциклы. Автобусы размером где-то с пазик, у них полностью деревянный верх, а окна, за исключением водительского, отсутствуют.

Район Белен (Икитос, Перу)

В центре - пятизвездочные отели, рестораны с прекрасной кухней, дискотеки с модной молодежью и «Железный дом», изготовленный по проекту Гюстава Эйфеля. Однако стоит отойти на километр, и мы в районе Белен («Вертеп»), рядом с одноименным трущобным районом. Это множество деревянных домов на сваях. В сухой сезон между ними можно свободно прогуляться, однако в сезон дождей Амазонка поднимается и затапливает основания домов. Перемещаются на лодках.

Бедность невероятная. Дома, кажется, вот-вот развалятся.  Грязь по колено и горы мусора. Электричество и водопровод отсутствуют. Инфекции гуляют - от желтухи до дизентерии. Европейские туристы, которых заносит сюда шальная мысль дешево прокатиться по Амазонке, не расстаются с пакетиком спиртовых салфеток и бутылкой виски. Но и это порой не выручает.


Кстати