Мигрантов будут содержать за счет простых россиян

Мигрантов будут содержать за счет простых россиян
Мигрантам ужесточат правила работы в России. Фото Михаила Фролова/«Комсомольская правда»
Система пропусков - для слежки, а не для реальной помощи

Эпидемия коронавируса усадила коренных россиян и трудовых мигрантов в одну лодку - многие из них потеряли работу и оказались без средств к существованию. Как стало ясно, особо надеяться на помощь государства большинству не приходится. Как в таких экстремальных условиях надо поступить с гастарбайтерами? Дать денег или хотя бы минимальную продуктовую корзину? А может, поскорей свернуть лавочку и отправить гостей домой, чтобы не конкурировали с россиянами за рабочие места после кризиса? Мнения на этот счет высказываются самые разные. И не только экономические, но и геополитические - России всегда была необходима стабильность у наших соседей. Сейчас, когда стране могут грозить социальный взрыв и гуманитарная катастрофа, надо быстро и правильно оценить все за и против решения проблемы мигрантов.


Нет человека, которого бы не затронула эпидемия коронавируса. В нескончаемом потоке новостей легко забыть о тех, кого мы и в «мирное» время замечаем редко.

- В России более 10 миллионов мигрантов. В одной только Москве больше миллиона, - знакомит меня с цифрами Ринат Каримов, председатель Центрального комитета профсоюза трудящихся мигрантов. - Эпидемия добавила к традиционным проблемам, вроде невыплаты зарплат, новые. В первые недели приходилось продолжать оплачивать патент в условиях, когда нет работы. Доходов нет, но налоги есть. Благодаря указу президента сейчас эти выплаты заморожены. Напомню, что фиксированный платеж - это 5341 рубль - сумма, на которую можно хотя бы не умереть с голоду в течение месяца. Это настоящая адресная помощь. Однако не до конца понятно: платежи отменены до июня или придется их оплачивать после.

Другой мой собеседник, Авад, позже сообщит, что платить придется летом.

- Мы как профсоюз, - продолжает Ринат, - советуем тем, кто сохранил работу, оплачивать патент, как будто ничего не произошло. Мы благодарны москвичам, кто принял близко к сердцу проблемы мигрантов и, например, отложил или снизил квартплату. К сожалению, часто договориться не получается, и люди находятся под угрозой выселения. Среди мигрантов работает механизм солидарности. Многие мигранты, проживающие вместе, распределяют обязанности: кто может работать, добывает деньги, остальные берут на себя быт. В прессе появились сообщения, что люди доведены до отчаяния и готовы идти на преступления. Ответственно заявляем: большинство иностранных граждан так не поступят.

Капля в море

Вот только квартиры, где порой проживают 20 - 30 человек, - настоящие инфекционные бомбы.

- Если появляется заболевший, он старается скрыть это. Но сейчас не время прятаться, потому что эпидемия распространяется, как пожар, - почти плача, рассказывает Гульзина Маматахунова из фонда «Развитие миграции». - Я вижу людей, доведенных до отчаяния. Уже есть случаи попыток самоубийства. Некоторые говорят, что готовы идти на разбой. Сейчас главное - спасти людей от голода. Собираем деньги, развозим продовольственные наборы из расчета 3 тысячи рублей на человека в месяц. Наш фонд помог уже 8 тысячам человек! Но это капля в море. Потому что помощь должна быть системной. Мы пытаемся достучаться до посольств Таджикистана и Киргизии. Они должны взять пример с правительства Узбекистана, которое активно помогает.

В годы войны Узбекистан принял более 200 тыс. детей, потерявших родителей. Семья Шамахмудовых из Ташкента приютили 15 сирот разных национальностей
В годы войны Узбекистан принял более 200 тыс. детей, потерявших родителей. Семья Шамахмудовых из Ташкента приютили 15 сирот разных национальностей. Фото: © РИА «Новости»

Вал агрессии

Московский журналист Борис Войцеховский, одним из первых написавший о проблемах мигрантов в период эпидемии, столкнулся с валом агрессии. Многие советуют «чуркам» валить домой. Но границы-то закрыты. Мигранты давно стали нашими соседями. При этом легальный статус имеют лишь 50 - 60 процентов. И даже в этом случае они практически беззащитны, из-за чего держатся обособленно. Карантин только усугубил изоляцию.

У меня звонит телефон. Это Авад Умар, беженец из Судана. Говорит на прекрасном русском:

- Не понятно, что делать дальше. Мой статус сложный - нам не получить официальную помощь в России, но и к своему посольству не могу обратиться. В Москве я работал официально: продавал духи, раздавал листовки, трудился в кальянной. Нас сейчас поддерживает комитет «Гражданское содействие». Со съемной квартиры съезжаю, потому что заканчиваются деньги. Удивительно, но на улице перестали цепляться полицейские, говорят, потому что вышло распоряжение.

Авад едва сохраняет самообладание. Я перезваниваю в комитет «Гражданское содействие», где мне отвечает бодрая, но взвинченная Лейла Рогозина. Она заведующая приемной Комитета помощи беженцам и мигрантам. Последние недели ее телефон не умолкает, а в коридоре постоянно сидят люди.

- Тяжелые времена впереди. Потому что сейчас у людей остались крохи от мартовской зарплаты. Но в апреле денег уже нет, - подчеркивает Лейла. - Поэтому все усугубится в мае и июне. На улицу не выпускают, оформить пропуск тем, кто здесь нелегально, - невозможно. Если ты зарегистрирован в Москве, все элементарно. Но страдают больше всего обездоленные. Мне вообще кажется, что система с пропусками больше про слежку за гражданами, чем для реальной помощи.


Рабы не мы

Трудовые мигранты выгодны для либералов и олигархов, поэтому их будут содержать за счет простых россиян

Созданное правительством Агентство стратегических инициатив (АСИ) направило в правительство же предложение - временно уравнять мигрантов в правах с гражданами России, чтобы они смогли получать пособие по безработице. Кабинет министров свой внутренний голос услышал и, похоже, последует данному фактически самому же себе совету. 10 млн гастарбайтеров получат деньги, которые в виде налогов были собраны с дорогих россиян.

Для ясности: основная задача АСИ - «продвижение приоритетных проектов по улучшению предпринимательской среды» в России. То есть накормить гастарбайтеров за счет бюджетных денег - это один из приоритетных вариантов по выходу отечественного бизнеса из кризиса.

Кроме этого, гендиректор агентства Светлана Чупшева считает целесообразным организовать подготовку оставшихся без работы мигрантов «под высвобождающиеся рынки и для рынков обслуживания ИT-инфраструктуры». Ей мало просто дать гастарбайтерам денег. Она хочет научить их новым профессиям и, внимание, - устроить, после снятия карантина на рабочие места, с которых были «высвобождены» представители коренного населения.

- Мигранты, потерявшие работу и не имеющие возможности вернуться домой, нуждаются в помощи, - переживает директор Центра трудовых исследований либеральной вышки Владимир Гимпельсон.

Да за последние два месяца для этих «бедолаг» сделали такие послабления, о которых русскому человеку остается только мечтать. Им уже разрешили остаться в России без продления визы, вида на жительство, разрешения на работу и регистрации. Госдума спешно рассматривает законопроект, разрешающий упрощенное получение гражданства всем выходцам из бывших советских республик.

По данным ЦБ, за минувший год мигрантами было отправлено из России в свои государства $11,898 млрд
По данным ЦБ, за минувший год мигрантами было отправлено из России в свои государства $11,898 млрд. Фото: Globallookpress.com

Вице-премьер Марат Хуснуллин рекомендует не останавливать стройки, на которых задействованы рабочие-мигранты. «Они живут, как правило, в скученных условиях. И лучше будет, если они будут находиться на работе, а не в общежитии», - поясняет чиновник.

Каково слушать такое людям, «скученно» запертым в своих хрущевках на каникулы строгого режима.

Теперь вот ребята из АИС пытаются выбить для «понаехавших» деньжат из бюджета. Якобы в целях нашей с вами безопасности. Чтобы они не начали сбиваться в стаи и нападать на выходящих из магазина покупателей.

Но самое поразительное, что в это же время председатель ЦБ Эльвира Набиуллина заявляет о недопустимости прямых выплат россиянам, потерявшим работу из-за коронавируса, поскольку это подстегнет инфляцию и развал экономики. Из их логики получается, что если давать деньги русским, то на экономику это плохо повлияет, а если узбекам, таджикам и киргизам - то хорошо.

Выгнать, пока не поздно

Зачем нам в условиях экономического кризиса трудовые мигранты? По прогнозам того же АИС, у нас по окончании режима самоизоляции число безработных увеличится с 2,5 до 8,7 млн человек. И это оптимистичный прогноз. Для чего нам в таких условиях 10 млн приезжих работяг? Лучше поскорее депортировать их на родину, чем потом искать выход из куда более серьезного социального кризиса.

- На фоне остановки предприятий строительной сферы и сферы услуг среди мигрантов растут безработица и нищета. В связи с этим происходит их криминализация. Участились ограбления и изнасилования со стороны мигрантов. Эта ситуация может повлечь за собой встречное насилие, - предостерегает член СПЧ Александр Брод.

Доводы о том, что среднеазиатские страны закрыли границы и люди не могут попасть к себе домой, можно считать несостоятельными. По нормам международного права государство обязано принять своего гражданина, если другие страны не разрешают ему по каким-либо причинам пребывание на своей территории. Настоящая работа МИДа как раз и заключается в решении именно таких вопросов, а не в бесконечном комментировании идиотских твитов Дональда Трампа.

Однако по какой-то причине мы совсем не стремимся распрощаться с гастарбайтерами.

- Давайте скажем прямо: мигранты нам нужны, - признается проректор Российской экономической школы Максим Буев. - Без миграции мы не компенсируем естественную убыль населения, и роста экономики тоже не будет.

Крайнюю заинтересованность либерально-экономического блока и олигархов в миллионах азиатских работяг объяснил миллиардер Араз Агаларов, чья строительная компания, как говорится, плотно сидит на госзаказе.

- Вы знаете, сколько стоит в государственных сметах простая месячная работа, типа - бетонщик, арматурщик, штукатур? Около 20 тысяч рублей. И если вы хотите выполнить работу, как говорится, в «пределах лимитированной суммы», вы должны использовать дешевую рабочую силу, иначе просто «не поместитесь в деньги». Когда вы получаете такой подряд, то умудряетесь за счет какой-то экономии - по каким-то видам работ - платить не 20 тысяч, а 30 или 40. Но будет ли кто-то - арматурщиком на ветру, на холоде работать за 30 - 40 тысяч? Думаю, что среди местного населения вы таковых не найдете, - уверен Араз Искендерович.

Ну, согласитесь, постоянно слыша от чиновников про то, какая Россия великая и богатая страна, странно вкалывать за $500 в месяц. Мы же не рабы. Но все дело в том, что это они не собираются платить больше, поскольку иначе не получится извлекать сверхприбыль. Поэтому им нужны именно рабы.






Домашнее обучение или улица? Что ждет детей мигрантов, которых не будут брать в российские школы без знания языка
Замороженные стройки и грязные улицы? 50% мигрантов готовы уехать из России