Кресло или бустер: правила выбора

ОБЩЕСТВО

Кресло или бустер: правила выбора

Правила дорожного движения требуют от водителя перевозить ребенка до 12 лет, а на практике, бывает, и старше, при помощи детского удерживающего устройства, соответствующего росту и весу ребенка. Столкнувшись с подобной необходимостью и зайдя на сайт по ссылке «купить ДУУ», любой родитель столкнется с огромным выбором.

При этом половина ассортимента не пройдет и первичного отбора с применением элементарных знаний физики, еще четверть упрется в одну из основных рекомендаций по выбору - наличие сертификата. Зато оставшиеся варианты будут достаточно хороши и грамотно сертифицированы для того, чтобы поставить перед покупателем серьезный вопрос: что брать. Выбор, в основном будет между автолюлькой, автокреслом и бустером. Давайте разберемся, чем они отличаются и что же следует приобретать.

Мал, мала, меньше

Итак, оговоримся сразу, что мы отсеиваем сомнительные конструкции не прошедшие сертификации по европейским стандартам и выбираем устройства, снабженные заветной оранжевой наклейкой, которые имеют знак качества ECE (стандарт Европейской экономической комиссии) или ISO (Международная организация по стандартизации). Маркировки со знаками ECE 44/04 или ECE 129 (I-Size) гарантируют, что модель прошла необходимый цикл лабораторных испытаний и соответствует европейскому стандарту безопасности.

Далее следует обратить внимание на то, что все удерживающие устройства разделены на категории: 0, 0+,1/2, 2/3, 3.

Первая категория маленьких пассажиров, это младенцы, для которых идеальным ДУУ будет автолюлька или модифицируемое автокресло категории 0 или 0+. Никаких других вариантов перевозки для грудных детей не предусмотрено!

Для младшего возраста и дошкольников медики однозначно рекомендуют выбирать именно автокресло
Для младшего возраста и дошкольников медики однозначно рекомендуют выбирать именно автокресло. Фото: depositphotos.com

Для младшего возраста и дошкольников медики однозначно рекомендуют выбирать именно автокресло. Его конструкция, боковые подушки и фиксация головы обеспечат ребенку максимальный комфорт и защиту.

- Мы на своих тренингах рассказываем в основном об автолюльках автокреслах, так как наша аудитория - молодые мамы или беременные женщины. А новорожденных и детей младшего возраста следует перевозить только в автокреслах или автолюльках. И рекомендуем будущим родителям сразу на выписку приезжать уже с ДУУ. Чтобы детей с самого рождения приучали к поездкам в удерживающих устройствах. Тогда потом не будет никаких проблем и дискомфорта, а когда ребенок подрастет, он сам не забудет пристегнуться. Самое главное, что бы ребенку было удобно, поэтому очень важно грамотно подойти к вопросу, выбрать качественное сертифицированное ДУУ, которое по всем параметрам подойдет вашему малышу - подчеркивает Губайдулина Лилия, акушерка и тренер программы для молодых мам, организованной в рамках проекта «Детство без опасности» в перинатальном центре ГАУЗ РКБ в Казани.

Того же мнения придерживается и европейский эксперт по продуктам детских удерживающих устройств и детских товаров Марк Беннетт.

- Бустерные подушки не обеспечивают защиту головы и боковую защиту тела ребенка, что жизненно важно для маленьких детей, которые все еще развиваются и более восприимчивы к травмам в случае несчастного случая, - отмечает Беннет в аналитической статье для британской страховой компании RAC.

Эксперт подчеркивает, что в случае бокового столкновения стандартный ремень безопасности обеспечивает небольшую защиту для ребенка.

Главные признаки пассажира

У добросовестных продавцов даже в интернет-магазинах для детских удерживающих устройств указан рост, вес и возрастная группа для детских удерживающих устройств - от 0 месяцев до 12 лет. Это приводит нас ко второй важной рекомендации - возраст и вес ребенка.

Однако дети не поддаются строгой классификации и не имеют одинаковых параметров даже при наличии одних и тех же исходных данных. Две одноклассницы одного года рождения могут быть разного роста, разного веста и совершенно разнообразной комплекции, а значит необходимо учесть еще рост и вес, как и рекомендуют правила дорожного движения и Технический регламент Таможенного союза ЕАЭС.

Кресло или бустер: правила выбора

Автокресло максимально возможной группы «3», рассчитано на подростка ростом не более 135 см и весом не более 36 килограмм. Но что же делать, если возраст еще не велик, а рост или вес уже мешают разместиться в автокресле? Или, наоборот, ребенку уже больше 12 лет, но он еще не дорос до взрослого ремня по росту? Вот тут на помощь водителю и приходит второе устройство - бустер.

При грамотном выборе и правильной эксплуатации бустер достаточно надежен
При грамотном выборе и правильной эксплуатации бустер достаточно надежен. Фото: depositphotos.com

Бытует мнение о несовершенстве и небезопасности этого устройства, однако российский и зарубежные эксперты с этим не согласны. По их мнению, при грамотном выборе и правильной эксплуатации бустер достаточно надежен.

- Бустер это ни к в коем случае ни замена автокреслу. Но он является нормальным детским удерживающим устройством для детей самой старшей возрастной категории, так называемой «3 группы» с ростом от 125 см. Мы проводили краш-тесты подобных устройств и могу сказать - нормально сделанный бустер, с «ушами» (боковыми элементами защиты - прим. редакции) из качественных материалов прекрасно работает вкупе со взрослым ремнем безопасности, - отмечает Денис Загарин, руководитель центра испытаний государственного научного центра НАМИ.

Как отмечают производители, бустер — это так же модификация автокресла, не имеющая полноценной жесткой спинки и защиты головы. Цель этого устройства - обеспечить ребенку удобную посадку и правильное положение при использовании штатного ремня безопасности. Детский организм постоянно растет, причем может делать это весьма неравномерно. В подростковом возрасте возможно непропорциональное развитие конечностей, чрезмерные худоба или полнота. Все это может помешать с комфортом использовать только лишь ремень безопасности, рассчитанный все-таки на взрослого человека.

Для проверки правильности посадки вашего ребенка шеф тренер экспертного центра «Движение без опасности» Владимир Бахарев рекомендует обратить внимание на следующие факторы - штатный плечевой ремень автомобиля должен проходит по центру груди и плеч, а не по шее юного пассажира. Поясной ремень должен находиться низко и опоясывать верхнюю часть бедер, а не живот. Если же ремень ложится на шею или давит на живот - использовать его нельзя.

- В том случае, когда ребенок перерос автокресло, его плечи выше верхних прорезей для ремня, уши на уровне верхнего края спинки сидения, а рост позволяет прислониться к его спинке, опустив ступни на пол, необходимо переходить на бустер, - подчеркивает шеф-тренер.

Мы рекомендуем родителям искать высокоопорные бустерные сиденья с глубокими защитными боковыми крыльями, опорой для головы и направляющими ремней безопасности, чтобы обеспечить наилучшую защиту для своих детей.

Испытанно на деле

Самые популярные тесты на безопасность в Европе проводит Независимая немецкая организация ADAC, ежегодно испытывающий самые популярные модели всех категорий и классов. Тесты ADAC отличаются более жёсткой и разносторонней системой нагрузок, чем те, что проводятся при обязательной сертификации детских автокресел. Степень тяжести последствий столкновения оценивается при помощи современных манекенов, оснащенных большим количеством датчиков, фиксирующих нагрузки при ударе. Для испытаний используются манекены, имитирующие детей в возрасте о нескольких месяцев до 10 лет: Q0, Q1, Q1,5, Q3, Q6 и Q10 (номер обозначает параметры, соответствующие возрасту ребенка).

Каждое кресло в ходе теста проверяют с манекенами двух разных возрастов, а также с разными настройками положения и разными типами крепления, предусмотренными конструкцией. Кроме того, все автокресла проходят проверку фронтальным и на боковом ударом, а все происходящее фиксирует точнейшая покадровая съемка, которую потом анализируют эксперты.

В России краш-тестами занимается Центр испытаний государственного научного центра НАМИ
В России краш-тестами занимается Центр испытаний государственного научного центра НАМИ. Фото: depositphotos.com

В России краш-тестами занимается Центр испытаний государственного научного центра НАМИ, на базе которого есть специальный полигон для проведения испытаний. Как отмечает Денис Загарин, они провели сотни всевозможных испытаний, тестируя все виды ДУУ от китайских подделок до детских автокресел высокого класса.

- По данным официальной статистики аварийности в 2019 году произошло 9361 ДТП с детьми пассажирами, 359 детей погибли, 11007 детей получили травмы. И в каждом случае это чья-то боль и непоправимая трагедия. Поэтому вопрос правильной перевозки детей в автомобиле должен быть самым важным при организации любой поездки для любого родителя, потому что он делает выбор, а значит и несет двойную ответственность за маленького пассажира. Госавтоинспекция сегодня активно работает с родителями, которым необходимо иметь полную информацию о том, как грамотно выбирать и применять детские удерживающие устройства. Мы рекомендуем всем родителям ответственно подходить к выбору, проверять сертификаты, не покупать дешевых подделок и аналогов и ориентироваться прежде всего на комфорт и безопасность своего ребенка, учитывая его рост и вес при подборе класса устройства, - подчеркивает заместитель начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, полковник полиции Сергей Хранцкевич.

Кстати!

Первое детское удерживающее устройство придумал в 60-х годах прошлого века доктор медицины Бертиль Альдман, ставший впоследствии профессором безопасности дорожного движения в Технологическом университете Чалмерса. Его вдохновили кресла астронавтов и удерживающие системы, использующиеся при спуске их обратно на землю.

Испытание инновации взял на себя автоконцерн Volvo. М первым автомобилем, в котором появилось ДУУ стал Volvo PV544.

Материал подготовлен в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»

Читайте также: