Никита Джигурда уверен: бумеранг кармы настигнет рейдеров и чиновников

Никита Джигурда
Никита Джигурда. Фото: Соцсети
Музей Константина Васильева может не пережить очередной атаки

C 1988 года в московском парке Лианозово существует Музей славянской культуры имени Константина Васильева. Даже если вы никогда здесь не были, обязательно видели его картины - былинные витязи, герои скандинавского эпоса и славянские боги. И, конечно, самая нежная из них - простоволосая дева со свечой у заиндевевшего окна. Почти всю историю существования музею приходится преодолевать трудности. Возвести стены. Отразить атаки рейдеров. Восстановиться после поджога. Но с Департаментом городского имущества им, кажется, не совладать.

В сентябре 2020 года требования на здание музея и прилегающую территорию заявил Департамент городского имущества. Музей просят признать бесхозным и выставить на торги.

Никита Джигурда, поклонник творчества Константина Васильева и друг музея, попросил передать все, что он думает, без цензуры:

— Джигурда говорит – слава Роду. Позор рейдерам! Позор чиновникам, которые вместо поддержки истинных корней культуры занимаются глупостями! Они творят для себя и своих семей отрицательную карму. Бумеранг кармы настигнет рейдеров и чиновников!

Дореволюционный девелопмент

В 1903 году нефтяной магнат Степан Лианозов построил дачный особняк на севере от Москвы. Несмотря на то, что хозяин иммигрировал во время гражданской войны, скромная трехэтажная дача пережила весь ХХ век. В 1988 году здание, от которого остались только несущие стены, да проваленная крыша, передали Клубу любителей живописи Константина Васильева. Все 90-е сотрудникам приходилось отбиваться от рейдерских захватов. А осенью 2009 вспыхнул пожар. Следствие установило, что здание обильно полили бензином.

Поселок Лианозово появился как инвестпроект Лианозова-отца в 1880-х годах. Купив землю, он нарезал ее на дачи и выгодно продал состоятельным бизнесменам. Привлекательным с точки зрения недвижимости эти места остаются и сегодня. Лианозово — район Москвы. Рядом Алтуфьевское шоссе, метро и МКАД. В конце 1990-х – начале нулевых по периметру парка выросли коттеджные поселки и элитные малоэтажки. Стоимость домика здесь начинается от 40 млн руб.!

Фото автора

Люди со взглядом орла

Самые известные работы Константин Васильев создал в 1960-х - 70-х годах. Он обратился к скандинавской мифологии и древнеславянскому эпосу. Начинал с иллюстраций к сказкам и «Слову о полку Игореве». Погрузился в мир суровых витязей, ледяных пустошей и мужчин со взглядом орла. Среди его персонажей валькирии и богатыри, мудрые ведуны и хищные птицы – посланники богов.

В 1976 году художник погиб на железнодорожном переходе под колесами электрички. Ему было всего 34 года. Несколько лет спустя к нему пришла народная слава. В перестройку работы Васильева резонировали с запросом на мистику, древние знания и оккультизм. Выставки собирали многочасовые очереди, а в 1990-е успешно проходили за рубежом. Его картины публиковали как иллюстрации к сказкам и к книгам по Древней Руси. Даже если имя художника оставалось неизвестным, его творчество вошло в культурный багаж.

Фото: Wikipedia.org/Вадим Разумов

Жизнь в серую

В 2008 году московская коллекция перешла к сестре художника по наследственному спору. Практически все живописные полотна переехали в Казань, где выставлены в музее Васильева. В Москве остался подлинник «Валькирия над сраженным воином», десятки рисунков и эскизов. Остальная живопись представлена в копиях.

У музейщиков есть документы о передаче здания на баланс от 1988 года. Однако все эти годы они существовали в «серой» зоне. Столица не помогала, но хотя бы не мешала. Любые работы выполнялись за счет пожертвований. Пытались оформить право собственности. Но город всячески уклонялся. Музею не предоставили ни официального, ни охранного статуса.

- 1 октября мы были в Бутырском районном суде, - рассказывает сотрудник музея Александр Колегов. - Представители Департамента городского имущества просто не явились. Мы подали встречный иск в арбитражный суд и собрали 26 тысяч электронных подписей в поддержку музея. Но все это корпускулярно-судебный дуализм какой-то. Вроде есть, а вроде и нет.

Кроме очевидного вопроса о земле у Александра есть другая гипотеза:
- Может, мы РПЦ надоели? Четыре года назад они хотели строить церковь по соседству, но не срослось. Может, им претит тематика славянская, языческая?

За 32-летнюю историю существования музей славянской культуры провел множество выставок о славянских традициях. Здесь выставлены предметы быта прошлого. Для детей проводят занятия и праздники. Можно научиться играть на гуслях. Вокруг высажена роща из дубов и пихт. Поставлен деревянный теремок, как из сказки. Прямо при нас по его крыльцу пробежала белка. Территория музея открыта для прогулок: семьи, которые пришли в парк, обязательно заходят сюда. Ты будто перемещаешься в бабушкину сказку. И кажется, что из-за ближайшего дуба выйдет кот ученый.

«Будет горько, если не защитим»

У музея нет могущественных покровителей, но много друзей. Они недоумевают, почему вместо того чтобы ломать, нельзя сохранить и развить. Ведь речь идет не об эрмитажных масштабах, а о крохотной территории на окраине Москвы.

- Я с юности полюбил картины Васильева. Чем старше становился, тем глубже погружался в ведическую тему, - говорит Никита Джигурда. - Меня утверждали на роли вещего Олега, на Велеса. Я совмещал вхождение в образ с оккультными практиками. То, что музей хотят отобрать, - безобразие! Это уникальное энергетическое место. Чиновники не ведают, что творят. По своей убогости не способны въехать в величие творчества Васильева. Могли бы помочь, добавить современных музейных технологий, как в Европе, как в музее Ван Гога. Нет. По-варварски отжимают. Обидно. Музей поднимает тему ведической Руси. Наших главных славянских скреп. Праведный путь на Руси был еще до христианства. Сама природа - храм. И здесь чтят единство человека и природы, славянских богов: Сварога, Ладу, Макошь… Уникальное место! До чего же будет горько, если мы не защитим.

Читайте также: