Ольга Озерская: «Я женщина-художник и мать-одиночка!»
С 26 по 30 октября в Москве пройдет международная выставка-ярмарка ультрасовременного цифрового искусства и дизайна Disartive.
В преддверии мероприятия мы поговорили с интернациональной художницей Ольгой Озерской о выставке и искусстве, феминизме и проекте с Энни Лейбовиц.
– Какие работы вы представляете на Disartive?
– На Desartive покажут три новые видеоарт-работы проекта Revolution not Evolution – Blue, Red и Black Channels. Проект посвящен взаимодействию двух важных параллельных процессов, происходящих в мире, – эволюции и революции. Два слова, отличающиеся друг от друга одной буквой и имеющие кардинально разное значение. Работы одновременно изображают наиболее редкие микроорганизмы с их эволюционными процессами и революционные процессы, происходящие в сфере технологий. Например, появление компьютеров, способных коммуницировать друг с другом в сети, в центрах обработки данных и между ними. Использование этой новой компьютерной парадигмы приведет к человеческим инновациям в области медицины, экологии, развитию космоса и многому другому. И эти процессы происходят намного быстрее, чем эволюция в природе. Кстати, впервые эти работы одновременно покажут на двух континентах – в Москве на Disartive и в Нью-Йорке.
– Как пришла идея серии Revolution not Evolution?
– Я хотела создать проект, который смог бы наглядно соотнести технологический прогресс с эволюционным процессом в природе. Микроорганизмы – это же основа жизни, а технологии – это основа инноваций. Мне было невероятно интересно попробовать совместить два этих процесса в один единый образ и выразить его в форме искусства.
И, нужно сказать, я смотрела немного в будущее, ведь пандемия коронавируса наглядно продемонстрировала всему миру, какое важное значение имеет микромир и инновации сейчас.
– К вопросу об эволюции: расскажите, как эволюционировала ваша творческая деятельность?
– Я начинала с масла на холсте в художественной школе при Третьяковской галерее. Потом стала использовать акрил, а затем делать коллажи. В лондонской школе Saint Martin’s School of Art разработала авторскую технику коллажирования на основе архитектурных 3D-макетов. Сейчас же я представляю свой видеоарт-проект.
– Техника создания произведения искусства – это язык, с помощью которого я могу передать идею своему зрителю. Общество становится все более технологичным, предпочитает смартфон телевизору, выбирает быстрые решения. Под текущие обстоятельства меняется мой зритель, меняюсь и я. Наверное, это и есть моя эволюция.
– Вы вдохновляетесь работами других художников?
– Моя последняя страсть – это фотография. Мне кажется, современная фотография – как новая интерпретация старых мастеров в цифровом повествовании. Я большая поклонница Энни Лейбовиц, которая документировала истории знаменитостей и моды в целом последние 30 лет.
Впервые я увидела Энни в 2019 году, на ее персональной выставке The Early Years: Archive Project No. 1, организованной в одной из ведущих галерей мира Hauser&Wirth. Это знакомство стало грандиозным событием для меня, так как я действительно считаю Энни Лейбовиц невероятно талантливой и выдающейся личностью. К тому же чуть позже, в момент нашей второй встречи в том же году на Frieze Art Fair, мы действительно подружились и теперь планируем небольшой совместный проект, вернее сказать, ее участие в моем следующем проекте. Пока не хотелось бы раскрывать все детали, скажу только, что этот проект будет посвящен самым значимым женщинам в мире искусства.
– В ваших работах часто фигурирует тема феминизма. Вам она близка?
– Да, конечно. Я женщина-художник и мать-одиночка девятилетней дочки. Одной из моих жизненных установок является показывать дочке и, возможно, другим девушкам, как можно раскрывать потенциал и реализовывать свои самые сокровенные мечты.
– Для вас важно мнение зрителей? Бывает ли волнение от того, как картины будут приняты публикой?
– Я художник, и мне важно, чтобы мои работы были увидены и оценены. Это могут быть новые проекты или старые, но в необычном для них месте, в новом свете, как говорится. Иногда у меня бывает несколько выставок одновременно, в такие периоды большинство работ покидают мастерскую и отправляются в разные концы страны или даже мира.
Реакция аудитории тоже очень важна для интерпретации смысла и месседжа, который я пытаюсь передать. Что касается волнения, оно есть перед каждой выставкой, но больше всего я переживаю из-за реакции критиков.
– Расскажите о ближайших творческих планах.
– В период пандемии у меня отменилось или перенеслось огромное количество выставочных проектов. Сейчас мир искусства восстанавливается. Появляются новые идеи, проекты, предложения. Например, 24 октября открывается выставка Endless Summer в Хэмптонс (Нью-Йорк). Этот проект я реализую совместно с Denis Leon Gallery. 26 октября галерея Visioner.Art открывает мою персональную выставку видеоарт-работ. Еще я планирую ряд выставок в Палм-Бич (Флорида) и Сен-Бартелеми (Карибы). В 2021 году очень хочу приехать в Москву и принять участие в Cosmoscow.