Максим Ставиский: Авербух привозил нам с Албеной тапочки, полотенца и шампуни из отелей
- Максим, вы ведь уже 15 лет участвуете в «Ледниковом периоде»? Помнится, катались в паре с Алисой Гребенщиковой и поочередно с сестрами Арнтгольц. Сейчас с Албеной ставите номера другим… Давно знакомы с Ильей Авербухом?
- 30 лет! С тех пор как вместе у Линичук и Карпоносова занимались. Авербух тогда только начал выступать с Ирой Лобачевой. Мы делили с ними раздевалку. Илья тогда привозил нам сувениры с международных соревнований - тапочки, полотенца и шампуни из отелей. Тогда это было в новинку… А в 2007-м Илья нас с Албеной пригласил в этот замечательный проект. Правда, у меня тогда была травма коленной чашечки. Албена выступала в паре с Игорем Верником, а я лишь помогал им подсказками.
- Что для вас стало самым удивительным на ледовом шоу?
- То, что фигуристам приходится сильно рисковать. Кататься с возрастным партнером, который еще и плохо стоит на коньках, грозит получением травм. И я преклоняюсь перед нашими девочками-чемпионками, которые отважно запрыгивают на неопытных артистов, часто высоких. Ведь в случае чего приходится падать с большой высоты. Сердце замирает, глядя на это… Сейчас у Ильи катаются в основном чемпионы Олимпиад, мира и Европы. Мы даже шутим, что все нынешние чемпионаты - кастинги на «Ледниковый период».
- Татьяна Тарасова часто ругает непрофессионалов. Разве это правильно?
- Зато рейтинги высокие! Разве хорошо было бы, если бы только хвалила? В любом шоу должен присутствовать конфликт. Когда я сам катался в «Ледниковом…», тоже обижался, когда Татьяна Анатольевна не стеснялась в выражениях, но понимал, что на судей обижаться смысла нет. Лучше прислушаться, толка будет больше.
- Притом что вы столько пашете на льду, ваш доход, полагаю, явно в сотни раз меньше, чем у звезд Интернета - Бузовой, Дани Милохина, Бородиной, Давы... Не обидно?
- Нет. Раз они собирают миллионную аудиторию - значит, в них что-то есть. Сотни тысяч пользователей выкладывают свои ролики в Сеть, а грандиозный успех приходит к единицам. Да и не лезу в чужой кошелек. Правда, внешний вид Дани Милохина с накрашенными ногтями и серьгами в ушах совсем мне не близок…но сейчас привык. Ему и двадцати лет нет, что вы хотите? Пообщавшись с ним, вижу - отличный парень. Много работает, талантлив и в каждом выпуске показывает успехи. Да, ответственность за то, что он уронил Женю Медведеву, лежит и нас. И я много раз говорил Дане о поддержке, но на льду он разнервничался и ошибся, а все мои слова забыл.
Единственная пара Болгарии
- Как в вашей жизни появилось фигурное катание?
- В четыре года, когда семья переехала из Ростова в Москву, меня родители и отдали в спорт. Был одиночником. После травмы пошел в театр на льду, и оттуда меня и Рому Костомарова в танцы позвали. Мы с Албеной дважды чемпионат мира выиграли, но получить золото на Олимпиаде так и не вышло. Мы за Болгарию выступали, а лобби федерации этой страны, что очень важно в танцах, увы, очень слабое.
- Вы тренировались в России на нашем льду с нашими тренерами, но выступали за Болгарию… Албена могла бы российское гражданство получить, и вы бы тогда за родину выступали.
- В 1996 году, когда я искал партнершу и нашел Албену в Болгарии, Елена Чайковская помогла моему переходу. Албена приехала, мы попробовали покататься, и дальше я уехал в Болгарию, выступать за эту страну. Без каких-либо амбиций. Но благодаря трудолюбию Албены мы стали чемпионами. Смешно, но мы были единственной парой, из которой выбирали лучших фигуристов Болгарии. А сейчас муж сестры Албены (ученик Алексея Мишина Андрей Лутай - В.Р.) воспитывает там несколько перспективных одиночников. Что же касается наших тренировок, то это не всегда происходило в России. Когда Федерация фигурного катания на коньках России запретила нашу пару тренировать, мы уехали в США.
- Вы четверть века живете с Албеной, вашему сыну Даниэлю - 10. Почему официально не оформляете отношения?
- А зачем? Нам и так хорошо, прекрасно живем и без печати. У меня квартира в столице, я же москвич, в сад и в школу здесь ходил. Научились с Албеной разделять работу и дом. Слышать и слушать друг друга. Наш Даниэль (он носит древнееврейское имя, означающее «только Бог мне судья») хоккеем занимается, английский изучает, потрясающее рисует и лепит. А мне многого и не надо. Главное, чтобы сын учился в хорошей школе, был хорошо одет и обут, вкусно ел. Чтобы Албена была всем довольна. А об островах, яхтах, загородном доме и не мечтаем. Помимо «Ледникового периода», я работал тренером в группе Саши Жулина, а сейчас - в группе Анжелики Крыловой.