Делала костюмы для Валиевой, Трусовой и Загитовой: дизайнер раскрыла секреты нарядов фигуристок

Анна Щербакова

Для Ольги Рябенко - автора самых красивых платьев, в которых выступают наши фигуристки, что ни Олимпиада, то сплошные нервы. Не из-за нарядов - с ними у спортсменок полный порядок. Но вот в 2018-м, например, радуясь победе Алины Загитовой в Пхенчхане, очень переживала за Женю Медведеву. А в этом году невозможно было без слез следить за беспрецедентной травлей Камилы Валиевой, которую устроили западные чиновники от спорта на Играх в Пекине.

- Звонили в Китай поддержать своих? - спросила я дизайнера при встрече.

- Нет, что вы, я стараюсь не лезть, когда у кого-то тяжело на душе. Этери Георгиевне и без того забот хватало. Но, конечно, тут мы все не спали, переживали. Камила, Аня, Саша - они же еще дети. А на них такое свалилось. Не верю я, что Камила что-то такое могла принять. В фигурном катании допинг никак не поможет стать чемпионом…

С Ольгой Рябенко мы разговаривали в ее мастерской четыре года назад, после Олимпиады в Корее. Первым делом обсудили тогда платье Алины Загитовой для программы под музыку из балета «Дон Кихот» - это Олина работа. Рябенко смеется: после триумфа Алины всем резко захотелось балетную пачку. Девчонок не пугало даже, что прыгать в ней неудобно - создается ощущение, будто летишь с парашютом.

Победное шествие наряды от Рябенко начали в 2014-м: красное пальто Юлии Липницкой до сих пор помнят во всем мире. Костюм к программе «Список Шиндлера» Ольга сшила за две недели до старта. Дизайнер использовала сетку двух цветов - более яркая шла нижним слоем, потемнее - сверху. Получался эффект свечения. Ольга тогда впервые применила аэрограф, которым прямо на ткани создала цветовые переходы.

Так создаются шедевры (на переднем плане платье для короткой программы Ани)

На минувшей Олимпиаде в костюмах от Ольги Рябенко выступали Анна Щербакова, Александра Трусова, Камила Валиева, Евгения Тарасова с Владимиром Морозовым, Диана Дэвис и Глеб Смолкин, Морис Квителашвили, а также спортсмены из Белоруссии, Германии и Болгарии. О каждой работе мастер говорит, словно о чем-то дорогом и близком. Платье для короткой программы Ани, например, трансформировалось несколько раз - зато какое великолепие в итоге! Претерпел изменения и комбинезон Камилы для «Болеро».

- Мы сразу собирались обновить его к Олимпиаде, - объясняет Ольга. - Просто когда что-то меняешь в костюме, программа воспринимается по-другому. Да и Камила сильно выросла. Была задумка сделать на комбинезоне полосы, как у змеи. Но оставили только красные перчатки.

Показательный номер чемпионки под песню Ave Maria: в один миг платье превращает фигуристку в ангела

Ольга давно сотрудничает со штабом Этери Тутберидзе. Кропотливая работа над образом говорит об очень высоких требованиях к деталям, которые предъявляют в этой спортшколе.

- Мы и маленьким-то шьем по высшему разряду. В последнее время фигурное катание не просто шагнуло - прыгнуло далеко вперед. Во многом благодаря системному подходу, - рассуждает Ольга. - Я работала с иностранцами, чьи дети тренировались в России. Так вот: за границей ребенок откатал свои часы на льду, и все. Дополнительная подготовка - забота родителей. А у нас в комплексе идут ОФП, хореография, музыка. Танцы ставим и костюмы придумываем. Поэтому такие результаты.

Станцевала море

Знатоки вычисляют работы Рябенко с полувзгляда: крой, цвет, стильный декор. Ольга - законодательницей мод в фигурном катании. Спросила, что сейчас актуально.

- Мы сознательно ушли в длину, - поделилась Ольга. - Раньше считалось, что юбка до колен мешает. Но мы проверили: нет. Зато смотрится более празднично. В прошлом году чуть-чуть удлинили платье Камилы Валиевой в программе «Шторм» и поразились эффекту. Она создавала пену на льду. Танцевала море.

Придумывать новое вполне в духе Рябенко. В текущем сезоне для платья Майи Хромых Ольга использовала элементы макраме - элегантное плетение на спине идеально вписалось в образ. Правда, с юбкой пришлось повозиться. Бахрома выглядела стильно, но Майя жаловалась: на прыжках ее заносит. Поставили сетку. Она легче, а для девочек с их космическими прыжками это важно.

Отдушина модельера: авторские куколки для любимых клиентов (это Аня)

- Платье стало более женственным, мягким и текучим, как сама Майя, - отмечает Ольга.

На костюмах Рябенко, как правило, много стразов. В прошлом году возникли проблемы с поставками от Сваровски, и дизайнер искала фирмы, где украшения еще остались. На следующий сезон топовые спортсмены камешками обеспечены. А дальше загадывать сложно. В костюмах для рок-н-ролла дизайнер использует китайские, но они, к сожалению, тяжелее, чем Сваровски. Ну хотя бы с тканями все нормально. В основном продукция шла из Турции и Китая, обещают, что поставки не прекратятся.

- Могут возникнуть проблемы с аэрографами, - сетует Ольга. - Сейчас используем немецкие, швейцарские, французские красители. Что будет дальше, не знаем.

Камила на примерке - по первым прикидкам и не поймешь, какая красота получится

Ни пуха ни пера

Проблем хватало и в минувшем сезоне. Например, из-за коронавирусных ограничений многие спортсмены не могли часто приезжать на примерки. Костюмы для Дианы Дэвис и Глеба Смолкина шили по… интуиции.

- Немного переделали костюм прошлого сезона, - делится мастер. - Юбка из перьев роскошная, каждый пучок с перышками прошит и намертво посажен на клей. Но на всех прокатах я не дышала: боялась, что перышко обломится и упадет. В итоге решили заменить перья на резаную сетку. Смокинг Глеба тоже нелегко дался. Но в итоге пара выглядела шикарно.

Когда хочется нового, мастер идет на риск. Самый необычный костюм мы увидели в показательной программе олимпийской чемпионки Ани Щербаковой: за ее спиной вырастали крылья, в какой-то момент вспыхивавшие нежным светом.

- Было интересно, когда наша Анечка вышла на лед, а там выступали китайские спортсменки в сияющих платьях. И Аня ехала между ними, как светлячок, - улыбается Оля. - Даниил Маркович Глейхенгауз давно хотел поэкспериментировать. Мы пытались сконструировать огоньки на руке. А потом возникла эта идея. Мастера сделали по нашим размерам светодиодные лампы с кнопкой, на которую Аня незаметно нажимает. В складках платья спрятаны аккумуляторные батарейки - достаточно большие и тяжелые. Кстати, они были зеленые, пришлось вручную перекрашивать. А платье- из нетканого изолона, специального материала для утепления полов, очень тонкого. Чтобы прострочить его на машинке, пришлось повозиться. Но оно того стоило.

Ольга Рябенко исполнила свою мечту: создала коллекцию тренировочной одежды

Костюм Щербаковой можно было бы назвать самым высокотехнологичным, если бы не забойные шортики Саши Трусовой для показательной программы, в которых она предстает в образе Чудо-женщины - принцессы амазонок. На первый взгляд ничего особенного - просто Саша чудо как хороша в них. А оказывается, они с подвохом.

- Чтобы шорты хорошо сидели, мы придумали сложную систему застежек. Так получилось, что фигуристы уже уехали на соревнования, и я следом отправляла Саше методичку, как застегнуть и расстегнуть эту конструкцию. Застежка там на спине. И еще несколько поясов, которые должны правильно лежать, чтобы ничего не сборило. Нижняя часть костюма пристегивается к верху. Ткань тонкая, склеенная, при этом стрейчевая, чтобы было удобно двигаться. Создает эффект плотных кожаных шорт.


Судят по трусам


Работа мечты

В этот раз мы разговаривали с Ольгой Ивановной в просторной мастерской, которую ей удалось наконец открыть. Появились помощники. Общими усилиями создаются не только наряды для выступлений, но и тренировочные костюмы, о чем Рябенко давно мечтала. Каждую вещь отшивают в единственном экземпляре.

Цены? Считается, что у Рябенко они заоблачные. А вот и нет. К примеру, платье для выступлений стоит 65 тыс. руб. Элегантное, красиво оформленное стразами - все, как надо. В других мастерских ценник доходит до 100 тыс. Костюмы для тренировок от звездного кутюрье - от 5 тыс. руб. Те, кто в теме, понимают, что это вполне бюджетно. Кстати, Ольга приглашает на работу всех желающих создавать эту красоту. Даже опыта не нужно. Было бы желание - всему научат.


От дурного глаза

Ольга Рябенко никому не показывает полуготовый вариант. Знает: отправишь фото заказчику - платье не сядет. Еще правило: дизайнер получает аванс, но остальную часть денег не берет, пока человек не наденет платье. Ольга уверена: дурной глаз существует. В раздевалках, бывает, примеряют на кого-то вещь, и мамочки хором: ах, какой цвет хороший. Все, не идет работа. Мастер предпочитает шить из ткани, которой никто не видел и не щупал.


Костюм бельгийской фигуристки Луны Хендрикс стал одним из самых обсуждаемых в этом сезоне. Трусы телесного цвета настолько сливались с телом, что некоторые болельщики думали - забыла надеть! Вот и Ольга против такого варианта:

- Телесный цвет на льду просто не перевариваю и не люблю. Его как будто нет.

Луна Хендрикс