Смертельный номер: жестокая правда о мотофристайле

Фото: madfmx.ru
Сколько райдеры зарабатывают на трюках, из-за чего они падают и как часто падения оказываются смертельными…

Мотофристайл — это невероятные прыжки на мотоцикле с акробатическими элементами в воздухе. В России этим необычным видом спорта профессионально занимаются от силы 10 человек. В преддверии Кубка Монстров в Москве, на котором пройдут первые в нашей стране соревнования по мотофристайлу, мы встретились с прорайдером, основателем команды MadMen Павлом Антоновым и поговорили о тех сторонах мотофристайла, о которых обычно принято молчать.

Как давно ты занимаешься мотофристайлом и как ты попал этот спорт?

— Сейчас мне 27 лет, а начал я в 12 с мотокросса. Шесть лет занимался этим видом спорта на Сахалине, а потом переехал в Москву и поменял специализацию — с 2011 года начал заниматься только трюками. Года два ушло на обучение, и с 2013 года это пошло уже профессионально, пошли мероприятия, выступления.

Мотофристайл — это ведь очень молодой вид спорта. Расскажи, как он вообще появился? Какому-то мотогонщику просто стало скучно и он начал трюкачить?

— Это пошло из Соединенных Штатов, там на соревнованиях по мотокроссу победитель обычно последний свой прыжок делал каким-то эффектным — мог сделать залом мотоцикла или руки, ноги отпустить. Потом все это перешло в то, что на соревнованиях по мотокроссу начали проводить специальный контест по самому красивому прыжку. В итоге это так понравилось зрителям, что вылилось в отдельную дисциплину, в которой райдеры делают только трюки.

Фото: madfmx.ru

О детях в мотофристайле

Сейчас в мотофристайл тоже приходят из мотокросса или можно сразу начать заниматься трюками?

— Многие хотят сразу начать заниматься фристайлом, но это сложно, поскольку мотокросс — это основа, с которой необходимо начать. Невозможно сразу научиться прыгать рампу большую, сначала ты должен освоить маленькие земляные трамплины, научиться просто переезжать их, потом чуть-чуть подпрыгивать и так далее. Это долгий процесс.

А в каком возрасте обычно начинают заниматься мотофристайлом?

— В России после 20 люди только начинают к этому приходить, хотя в мире начинают гораздо раньше — два года назад 10-летний парень уже сальто сделал на мотоцикле.

А как родители относятся к тому, что их дети хотят крутить сальто на мотоцикле на огромной высоте?

— Ну если родители согласились привести ребенка в мотофристайл, значит нормально. Но в целом отбор идет до первого жесткого падения — многие уходят после первой серьезной травмы, но если человек продолжает кататься, значит его не остановить уже.

О том, как разучиваются трюки

Расскажи, как проходит разучивание трюков? Вы используете поролоновую яму?

— Нет, поролоновая яма нужна только для разучивания сальто и трюков с вращениями, а остальные трюки учатся сразу на землю, просто по чуть-чуть, начиная с самой маленькой амплитуды. И каждый сложный трюк вытекает из более простого.

Какой самый первый трюк, с которого обычно все начинают, и сколько нужно времени на то, чтобы его освоить?

— Руки, ноги отпускать. Ничего сложного в этом нет, все кроссмены умеют это делать. Если же говорить именно о трюке, то это когда райдер хлопает ногами перед рулем — «хилкликер» называется. У меня на него ушло очень много времени — я уже почти научился его делать, но никак не мог ноги свести до конца, только на это месяц потратил.

А какой самый сложный трюк, который ты сейчас делаешь?

— Наверное, трюк Holy Grab – это когда ты сразу же полностью отпрыгиваешь от мотоцикла, летишь рядом с ним и потом вновь хватаешь его. Я впервые сделал его в прошлом году, но до сих пор учу его — нет стопроцентной уверенности, что я его сделаю на выступлении, поэтому пока набиваю стабильность.

Фото: madfmx.ru

О падениях и смертях

На какой высоте вы прыгаете?

— Около 10 метров.

Слушай, ну упасть с 10 метров и еще и мотоцикл на себя принять — это же самоубийство. Как вообще избежать летального исхода? Вы учитесь, как правильно падать?

— Ну мотик сверху на меня никогда не падал, а вообще бывает, жестко упадешь, но ничего не повредишь, а бывает слегка приложился и руку сломал — как повезет. Специально момент падения мы не отрабатываем, зато мы ходим на батуты, там приходит координация тела и умение быстро соображать в воздухе. А вообще со временем просто приходит опыт падений, и ты начинаешь понимать, в какую сторону лучше оттолкнуться или, наоборот, не отталкиваться и так далее.

Как часто вы вообще падаете?

— Раз в год точно, а бывает и чаще.

Какая самая серьезная травма у тебя была?

— Перелом руки. У меня вообще серьезных травм мало — я два раза ломал руку, один раз палец на ноге и все. Мне пока везет. Другим не так везет — вот есть Санек, который падал вроде несильно, но ломал себе две голени.

А падения с летальным исходом бывают?

— Да, случаев много. Бывали и топовые ребята, которые на мировых соревнованиях разбивались, бывали и нетоповые, но тоже профессионалы. Это такой спорт, что все может случиться.

Фото: madfmx.ru

О заработках

Мотофристайл — это сейчас твой основной вид деятельности?

— Да, последние четыре года я только мотофристайлом и занимаюсь. Мы строим оборудование для выступлений и собственно выступаем. Больше работы никакой нет.

А за счет чего вы зарабатываете?

— За счет выступлений. У нас коммерческий спорт: нет выступлений — нет денег. С выступлениями бывает по-разному — то два месяца без работы сидим, то каждую неделю выступаем.

Можешь назвать сумму, сколько за одно выступление можно получить?

— У всех разный уровень и разный гонорар. От 30 тысяч рублей — это минимум, ну и до 200-250 тысяч.

Фото: madfmx.ru

О Кубке Монстров

Какое ближайшее мероприятие, котором вы будете выступать? Расскажи о нем.

— В Москве в Олимпийском 22 июля будет проходить Кубок Монстров. На нем будут проходить первые в России соревнования в нашей дисциплине — по фристайл-мотокроссу, так что там соберутся все наши топовые райдеры. Будут и другие дисциплины — BMX-фристайл, MTB-фристайл, фристайл на самокатах, гонка на Монстр-траках, дрифт, и они туда добавили совершенно новый вид гонок — гонки на квадрокоптерах, это модная тема в Дубае, и в России она будет опробована впервые. Так что приходите все, будет круто.






Последние слова Андреевой перед прыжком с обрыва
С топором и голой попой: раскрасневшаяся Волочкова раздолбала ледяную купель