Как травили великого тренера фигуристов Станислава Жука

Станислав Жук, 1983 год. Автор: Уткин Игорь. ИТАР-ТАСС/Архив
Станислав Жук, 1983 год. Автор: Уткин Игорь. ИТАР-ТАСС/Архив
Его ученики принесли СССР на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх 138 медалей, 67 из которых - золотые
wikimedia

1 ноября 1998 года на ступеньки станции метро «Аэропорт», охнув, повалился мужчина. Говорят, что «Скорая» ехала к нему 40 минут. Это были 90-е, время, когда бардак стал нормой. Обесценились не только деньги, но и человеческая жизнь. Подумаешь, еще один коньки отбросил… Свидетели трагической сцены даже не подозревали, насколько буквальны в данном случае эти слова: на их глазах умирал Станислав Алексеевич Жук, с которым были связаны основные успехи советского фигурного катания.

Опасно для жизни

Жук с детства поступал не так, как все. У него была далеко не спортивная внешность, но это не помешало ему заниматься спортом в родном Ульяновске и пойти учиться в Ленинградский физкультурный техникум.

Его любовь к фигурному катанию вспыхнула случайно. Вообще в 50-е годы моду в этой дисциплине диктовали отнюдь не советские спортсмены. Парное катание было занудным синхронным исполнением нехитрых элементов – «ласточек» и прыжочков. Однажды студента Жука, хорошо владевшего беговыми коньками и игравшего в хоккей, попросили подменить заболевшего фигуриста. Жук бесстрашно встал в пару с незнакомой девушкой и выиграл. Так все и началось.

Тренером Жука и его партнерши, а потом и жены, Нины, был Петр Орлов, имевший не только спортивное прошлое, но и техническое образование. Он постоянно что-то придумывал, изобрел какой-то особый станок для точки коньков, пытаясь придать лезвиям новые возможности. Точно таким же был и его ученик Жук. Он считал, что парное катание должно быть скоростным и атлетичным.

Мало кто знает, что Нина и Станислав Жук были участниками Олимпиады 1960 года в Скво-Вэлли, куда советские фигуристы поехали впервые со времен Российской империи. Там Жуки заняли шестое место. До этого дуэт трижды завоевывал серебряные медали на чемпионатах Европы – это были первые медали советских пар на соревнованиях такого уровня.

Фигуристы Нина и Станислав Жук, 1959 год. Автор: Доренский Леонид. ИТАР-ТАСС/Архив
Фигуристы Нина и Станислав Жук, 1959 год. Автор: Доренский Леонид. ИТАР-ТАСС/Архив

Дебютировав на европейском первенстве в 1958 году, Жуки впервые в мире исполнили поддержку партнерши на вытянутой руке. Судьи посчитали такой элемент опасным для жизни и снизили оценки. А на следующий год Жук решил упростить программу и проиграл тем, кто использовал им же придуманные элементы.

Золотых тел мастер

В 26 лет Жук оставил большой спорт и сразу же начал тренировать. Он консультировал Людмилу Белоусову и Олега Протопопова, тренировал свою сестру, а потом отыскал в Москве девушку Ирину Роднину. С 1969 по 1980 год Роднина не проиграла ни одного соревнования, выступая сначала с Алексеем Улановым, а потом, когда Уланов женился на Людмиле Смирновой и встал с ней в пару, - с Александром Зайцевым.

Ирина Роднина и Алексей Уланов. wikimedia
Ирина Роднина и Алексей Уланов. wikimedia

Перворазрядника Зайцева Жук увидел в Ленинграде. Он еле уговорил Роднину попробовать начать все заново с незнакомым парнем. Буквально за несколько месяцев он совершил невозможное: создал новый дуэт, который потом дважды выиграл Олимпиаду, правда, уже под руководством Татьяны Тарасовой.

Кадр из док. фильма «Ирина Роднина. Непобедимая»
Кадр из док. фильма «Ирина Роднина. Непобедимая»

Язык мой – враг мой

Версий о разрыве тренера и чемпионов до сих пор ходит много. Даже точно не известно, кто же кого оставил. Есть свидетельства, что Жук сам принял такое решение после крупной ссоры со своими воспитанниками.

Правда в том, что характер у Жука действительно был очень трудным. Например, Роднина рассказывала, что однажды она на тренировке, уже выходя на лед, что-то кому-то ответила и задержалась на минуту. Жук назначил ей два часа кросса. Он часто не выбирал выражений, причем не только со спортсменами, но и с руководством. Считал, что раз дает результат, значит, прав.

В своей работе Жук был фанатиком, жил и мыслил фигурным катанием. Говорят, что он, доводивший спортсменов до изнеможения, добиваясь синхронности и четкости в исполнении элементов, не мог запомнить простых правил уличного движения, и его часто останавливала ГАИ. Дочь Марину спросил: «Как у тебя дела в школе?» и получил ответ: «Папа, я уже давно танцую!» (Марина стала не фигуристкой, а балериной). Если он привозил жене из-за границы значок – это был счастье, значит, вспомнил.

Кадр из фильма «Звезды фигурного катания»
Кадр из фильма «Звезды фигурного катания»

При этом Жук исправно вез из командировок сухой корм своей любимой кошке. Со своими учениками он лично ходил по врачам, когда те получали травмы. На сборах варил для них уху. И в то же время знал, как задеть побольнее, как вытащить из спортсмена злость, пусть даже и на тренера, лишь бы помогло добиться результата.

Чудо с косичками

Когда от него ушли Роднина и Зайцев, Жук снова поразил весь «фигурный мир». Сейчас уже никто не помнит, что, например, наши женщины на международных соревнованиях занимали места в конце второй десятки. Тогда одной из дисциплин у прекрасного пола было исполнение обязательных фигур на льду. Чертить «тройки» и «крюки» у наших дам никак не получалось. А произвольная программа только ухудшала общую картину.

Станислав Жук и Елена Водорезова, 1976 год. Автор: Житлухин Юрий. ИТАР-ТАСС/Архив
Станислав Жук и Елена Водорезова, 1976 год. Автор: Житлухин Юрий. ИТАР-ТАСС/Архив

И вдруг в середине 70-х появилась воспитанница Жука Елена Водорезова. Ей было 12 лет, но тогда правила не запрещали спортсменкам участвовать в соревнованиях в таком возрасте. Тоненькая девчушка с хвостиками сделала то, чего не делали мужчины: она исполнила каскад из двойного и тройного прыжков.

Если бы не проклятые «фигуры», которые Лена чертила не слишком хорошо, она бы завоевала медаль на своей первой Олимпиаде в 1976 году. Потому что в произвольной программе судьи просто были вынуждены поставить ей 5,9 (по старой системе высшей оценкой была «шестерка»). В 1978 году Лена первой среди советских одиночниц выиграла медаль - бронзовую – на чемпионате Европы. В 2014 году впервые в истории россиянка стала олимпийской чемпионкой по фигурному катанию среди женщин. Это была Аделина Сотникова, ученица Водорезовой.

В 1975 году Жук преподносит еще одну сенсацию: он ставит в пару 11-летнюю Марину Черкасову, рост которой был 138 см, с 17-летним Сергеем Шахраем. По этому же образцу им были созданы еще несколько пар, самой выдающейся из которых стали Екатерина Гордеева* и Сергей Гриньков, двукратные олимпийские чемпионы.

Жука очень много критиковали за такой метод. Тем более что партнерши вырастали, и уникальные элементы, которые без конца придумывал Станислав Алексеевич, уже не получались. Но на смену прежним приходили новые ученики, и были новые успехи. В 1985 году чемпионом мира становится его ученик Александр Фадеев. То есть Жук работал в трех дисциплинах фигурного катания, и везде – с огромным успехом.

«Я ничего не подписывал!»

Понятно, что он жил в нечеловеческом напряжении. Видимо, от этого стал выпивать, хотя до 25 лет не пробовал алкоголя. Как говорят, он не был запойным пьяницей, но кому приятно, когда наставник нетрезвым приходит на тренировку. В таком виде он и грубил чаще, порой вообще становился невыносим. Даже жена с дочкой от него уехали.

Примерно в середине 80-х фигура Жука уже становится одиозной. И тут на него в ЦК КПСС (это была самая высшая советская инстанция) поступает письмо, вроде как подписанное его воспитанниками. Там говорилось не только про пьянство, но, что гораздо хуже – про то, что якобы тренер пристает к своим юным ученицам.

Сейчас утверждают, что с письмом этим была темная история. И подписи там были сделаны одним почерком, и люди, которых вживую переспрашивали, искренне удивлялись: «Я? Да ничего я не подписывал!» На кого-то, как например, на Гринькова, давили, угрожали отправить в армию и непременно – в Сибирь, если их пара не уйдет от Жука.

Инициативу создания этого письма присваивают Марине Зуевой, бывшей фигуристке, работавшей потом хореографом в ЦСКА. Зуева ставшая выдающимся тренером танцевальных пар, давно живет в США. А тогда она успешно работала с бывшими учениками Жука.

Бывшая ученица Жука А. Кондрашова (Леванди), одна из авторов письма. wikimedia
Бывшая ученица Жука А. Кондрашова (Леванди), одна из авторов письма. wikimedia

Открыто поддержала Станислава Алексеевича только Елена Водорезова, которая тоже написала письмо, в защиту своего тренера. Но курок, как говорится, уже был спущен.

Снова в обойме

Ученики один за другим покинули наставника. Ему запретили даже появляться на катке ЦСКА, хотя ни одно обвинение так и не было доказано. Вся страна пересказывала слухи о том, что знаменитый тренер сидит в тюрьме.

На какое-то время Жук уехал в Японию, где его ждали с огромным нетерпением. Станислав Алексеевич выдержал несколько месяцев. У него в голове не укладывалось: как это – готовить конкурентов своим же ребятам.

Будучи выгнанным из фигурного катания, Жук все равно остался в нем. По своей инициативе он разрабатывал новую систему оценок, которая меньше бы зависела от субъективизма судей. Тогда на эту систему никто не обратил внимания. Сейчас на соревнованиях действуют практически те же правила судейства, которые придумал Станислав Жук.

В 90-е годы развалился не только СССР, но и непобедимое советское фигурное катание. Тренеры толпами уезжали за границу. Прижиться удалось немногим. Большинство из них, несмотря на все свои регалии, стали «одними из» и должны были подчиняться совсем другим правилам.

И вот тогда снова вспомнили о Жуке. За полгода до смерти он радостно говорил: «Я снова в обойме!». Все его планы оборвались на ступеньках станции метро «Аэропорт».

В 2015 году, в ознаменование 80-летия со дня рождения Станислава Жука, его имя было присвоено СДЮШОР ЦСКА по фигурному катанию.





*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов


Олимпийская чемпионка Ирина Роднина возвращается на лед: вот где выступит 74-летняя фигуристка
Роднина в своем глазу бревна не замечает