Почему умирают молодые спортсмены

Врачи «Авангарда» врали, что у хоккеиста Черепанова не было проблем с сердцем

Врачи «Авангарда» врали, что у хоккеиста Черепанова не было проблем с сердцем


Что может быть страшнее, когда родители хоронят сына или дочь? В обычной жизни смерть в 25 - 30 лет - это что-то из ряда вон выходящее. Но с некоторых пор в профессиональном спорте, который становится все более жестоким, молодые люди уходят из жизни с пугающей регулярностью.


В середине января пришла страшная весть из Ростова-на-Дону. 23-летняя теннисистка Виолетта Дегтярева внезапно скончалась после занятий на корте. Прокуратура потребовала объяснений от директора местного спортивного центра «Олимпик», где тренировалась теннисистка. Однако Анатолий Колосков обвинения в свой адрес отмел.
Он заявил, что Дегтярева провела новогодние праздники вместе с мамой в Сочи, а когда вернулась, то почувствовала себя плохо. На тренировках в «Олимпике» она не появлялась. И врачи пока не знают, от чего именно умерла Виолетта.






Виолетта ДЕГТЯРЕВА почувствовала себя плохо после поездки в Сочи. Фото: ok.ru

Виолетта ДЕГТЯРЕВА почувствовала себя плохо после поездки в Сочи. Фото: ok.ru

Похожая история произошла в декабре 2014 года, когда ушел из жизни баскетболист молодежной команды ЦСКА Руслан Гаглоев. Шла обычная тренировка, Руслан начал движение с мячом, потерял сознание и упал. Через час его сердце перестало биться, несмотря на все усилия врачей. По словам пресс-атташе ПБК ЦСКА Николая Цынкевича, точная причина смерти до сих пор не установлена.
- Руслану было 17 лет, он родом из Осетии, - рассказал Цынкевич. - Под Владикавказом его и похоронили. Конечно, все тренеры и игроки были в шоке. На похороны в Осетию летали вице-президент клуба Юрий Юрков и тренер «молодежки» Андрей Мальцев. ЦСКА поддержал семью Руслана, но парня уже не вернешь.






Причину смерти Руслана врачи не называют. Фото М. СЕРБИНА/cskabasket.com

Причину смерти Руслана врачи не называют. Фото М. СЕРБИНА/cskabasket.com

Перед началом сезона центровой Гаглоев, как и вся команда, проходил углубленное медицинское обследование (УМО). Отклонений не нашли. Однако медикам известно, что высокорослые игроки входят в группу риска. Каждый второй такой спортсмен получает от врачей диагноз - пролапс митрального клапана (нарушение обратного тока крови). Сам по себе этот диагноз не смертелен, с ним живут много лет, но за такими людьми нужен особый контроль. А в современном российском спорте тщательно следят только за членами взрослой сборной России. Или за теми, кто в нее вот-вот «постучится». Дублер Гаглоев в эту категорию не попадал.
Впрочем, обвинять врачей ЦСКА никто не спешит. Когда парень потерял сознание, они сделали все, что могли. Кроме того, по словам тренера Мальцева, Гаглоев в 2013 году проходил обследование в составе сборной России среди кадетов. Его показания были в норме. В этом деле еще много белых пятен. Пока специалисты не найдут истинную причину смерти Руслана, делать выводы преждевременно.
Известный кардиолог, доктор медицинских наук, профессор Михаил Алшибая сделал весьма громкое заявление:
- Все эти тесты, которые проводят в командах, не дают полной картины. Они могут показать, что сердце в порядке, хотя на самом деле это не так. Половина инфарктов случается без каких-либо симптомов. Сердце человека может дать сбой на фоне духоты, чрезмерной жары или перегрузок.





Гриньков на сердце не жаловался


Пожалуй, самая громкая внезапная смерть в спорте произошла в ноябре 1995 года. Во время тренировки в Лейк-Плэсиде (США) рухнул на лед - и уже не поднялся - знаменитый фигурист Сергей Гриньков. Это казалось невероятным. Молодому, красивому парню было всего 28. В феврале 1994-го изумительная пара Екатерина Гордеева* - Сергей Гриньков на Играх в Лиллехаммере во второй раз завоевала олимпийское «золото». А после этого окончательно перешла в профессионалы и обосновалась в Америке. Но хоронили Сережу в Москве. Вскоре после той трагедии на Центральном телевидении показали получасовой фильм в память о Гринькове, его сняли автор этих строк и мой коллега Алексей Ефимов. Катя Гордеева, пригласившая съемочную группу в свою московскую квартиру, рассказала мне следующее:
- Сергей умер от сердечного приступа. «Скорая помощь» приехала на каток через две минуты. В больнице меня спросили, согласна ли я на операцию. Я ответила: да, согласна. Врачи полтора часа пытались спасти жизнь Сережи, но - не помогло. Я никого не обвиняю.






Вот такой памятник установили Алексею ЧЕРЕПАНОВУ в Омске. Фото Виктора ГОЛУБЯ/«Советский спорт»

Вот такой памятник установили Алексею ЧЕРЕПАНОВУ в Омске. Фото Виктора ГОЛУБЯ/«Советский спорт»

По словам Гордеевой, ее муж никогда не жаловался на сердце. Последнее медицинское обследование Гриньков проходил за месяц до Лиллехаммера. Ничего серьезного у него не обнаружили. Летом 95-го анализ крови показал повышенное содержание холестерина. Вот и все. Но сердце фигуриста после его ухода из большого спорта никто не проверял. Специалисты, проводившие вскрытие, пришли к выводу, что в ночь перед роковой тренировкой Сергей перенес первый инфаркт - прямо во сне. По другой версии, причиной смерти могла стать закупорка сосудов. А мама чемпиона Анна Филипповна добавила, что ее муж Михаил Кондратьевич умер так же, как и сын, - рухнул, словно подкошенный. Он скончался от разрыва сердца в 55 лет. Неужели генетика?


Липовые проверки


Когда во время хоккейного матча скончался талантливый форвард омского «Авангарда» Алексей Черепанов, журналисты особо отмечали, что во Дворце спорта в подмосковном Чехове, где состоялась игра, было очень душно. 19-летнего парня наверняка могли бы спасти, но «скорая» приехала поздно. А когда врачи включили дефибриллятор, чтобы «запустить» сердце, выяснилось, что аппарат разряжен. Обычное российское головотяпство.
После той шумной истории в «Авангарде» сразу заявили, что Черепанов был здоров и ни на что не жаловался. А потом выяснилось, что у Алексея еще за несколько лет до смерти обнаружили миокардит (воспаление сердечной мышцы). При таком заболевании повышенные нагрузки противопоказаны! Но молодого парня - ради результата - продолжали бросать в самое пекло. Когда Континентальная хоккейная лига провела собственное расследование, президент «Авангарда» Константин Потапов был вынужден подать в отставку. А врача команды Сергея Белкина дисквалифицировали пожизненно.
Теперь в КХЛ к здоровью игроков относятся гораздо серьезнее. В лиге появился свой медицинский центр. Отныне врач каждого клуба КХЛ, выезжая на матч, берет с собой дефибриллятор - чтобы не зависеть от бригад «скорой помощи».




Однако всего в жизни не предусмотришь. В июле 2014-го умер еще один хоккеист - Артем Соколов. 32-летний защитник клуба «Ермак» из города Ангарска получил солнечный удар, пока бежал кросс. Ему стало плохо, Артема отвезли в больницу, однако ночью он скончался.






После смерти Сергея ГРИНЬКОВА... Фото: photo.gordeeva.ru

После смерти Сергея ГРИНЬКОВА... Фото: photo.gordeeva.ru

- Это дикость, просто каменный век! - сокрушается глава Медицинского центра КХЛ Борис Тарасов. - В 35-градусную жару игрок бежит кросс без головного убора. А у врача команды нет ни телефона, ни рации, ни автомобиля под рукой. И вот узнав от тренера, что Соколов уже лежит без сил, доктор с 15-килограммовой сумкой на плече плетется к нему на помощь. Между ними было полтора километра! Уйму времени потеряли! Как мне рассказали, Артем трижды пробегал мимо тех пунктов, где можно выпить воды. Не понимаю...
Добавим, что «Ермак» выступает не в КХЛ, а дивизионом ниже - в Высшей хоккейной лиге. Увы, врачи ВХЛ ведомству Тарасова не подчиняются. Там свои порядки. И правильных выводов в этой лиге, похоже, не делают. В 2008 году во время тренировочного кросса на 6 километров потерял сознание хоккеист подольской «Рыси» Игорь Антосик. На следующий день он умер в больнице. Игорю шел 22-й год...






...Катя ГОРДЕЕВА осталась одна с маленькой дочкой на руках. Фото: photo.gordeeva.ru

...Катя ГОРДЕЕВА осталась одна с маленькой дочкой на руках. Фото: photo.gordeeva.ru

Борис Тарасов сделал любопытное признание:
- Некоторые клубы КХЛ присылали мне липовые документы. Мол, вся команда прошла медосмотр. А подписи и печати размыты. При проверке выяснилось: обман. Пришлось строго предупредить. Теперь с такими делами у нас не шутят. Замечу, что в ведущих клубах - таких как питерский СКА, «Динамо», «Ак Барс» - в медицинский штаб входят не только травматолог, но и диетолог, психолог, рефлексотерапевт. А в магнитогорском «Металлурге» больше семи лет работает специалист по иглоукалыванию из Китая! Мне трудно представить, что в этих клубах может произойти несчастный случай.  
***
Многие врачи в беседах «не для печати» жалуются на тренеров. Например, доктор говорит: игрок еще болен, ему нельзя выходить на матч. Но главный тренер вызывает спортсмена и начинает его обрабатывать:
- Пойми, ты нам нужен. Сыграй на уколах, ради команды. А за это я дам тебе лишний выходной.
И парень соглашается. Выходит недолеченным и нагружает себя сверх меры. Не понимая порой, что играет с огнем.
Врач в команде и в любом спортклубе - лицо зависимое. Руководство его слушает через раз.
В России есть ученые, которые пытаются победить внезапную смерть в спорте. В Петербурге в НИИ физической культуры создали специальную группу. Эти специалисты говорят, что, исследовав гены любого спортсмена, они могут точно предсказать, предрасположен он к внезапной смерти или нет. Для начала нужно выяснить, есть ли у человека так называемые гены риска. Если эти гены отвечают за работу сердечно-сосудистой системы, то при нервных стрессах и перегрузках вероятность летального исхода у таких спортсменов гораздо выше, чем у остальных.
Один из сотрудников упомянутого института на условиях анонимности поделился своей болью:
- Мой знакомый врач работает в хоккее. У него в команде есть два игрока, которые могут умереть в любой момент. Их сердце на пределе, и они знают об этом. Но ребята очень любят славу и деньги. Руководители команды тоже в курсе. Когда я предложил этому врачу нашу методику прогноза внезапной смерти, он только усмехнулся. И спросил: неужели ты думаешь, что тренеры согласятся тестировать заведомо больных?
Вот так. Методика есть, но она, по существу, не используется.
Впрочем, иногда случаются такие истории, которые предугадать невозможно. На зимней Олимпиаде-2010 грузин Нодар Кумариташвили, разогнав свои сани до 140 километров в час, вылетел из ледяного желоба и ударился о железный столб. На таких скоростях никакой шлем не спасает. 21-летний парень скончался, не приходя в сознание.






Они погибли на поле


* 2001 год. Вратарь ЦСКА Сергей Перхун в борьбе за верховой мяч столкнулся на высокой скорости с футболистом клуба «Анжи» Будуном Будуновым. Махачкалинец отделался сотрясением мозга, а у Перхуна по дороге в больницу остановилось сердце. Его не спасли.
* 2003 год. Футболист сборной Камеруна Марк-Вивьен-Фоэ во время матча против Колумбии рухнул на газон. Точную причину смерти удалось установить только после второго вскрытия - гипертрофическая кардиомиопатия.
* 2004 год. Венгерский нападающий Миклош Фехер, получив от судьи желтую карточку, улыбнулся и вдруг упал на траву. Его унесли с поля, врачи дважды заставляли биться его «замолчавшее» сердце, но Миклош все равно умер. Ему было 24.
* 2005 год. На тренировке скончался 28-летний вратарь словенского клуба «Любляна» Неджад Ботоньич. В последние дни перед смертью он тренировался особенно интенсивно в надежде подписать новый контракт.
* 2007 год. Испанский футболист Антонио Пуэрта, выступавший за «Севилью», не смог доиграть матч против мадридского «Реала». Он умер от сердечного приступа. Через два месяца после смерти его подруга родила сына, которого назвали Айтор Антонио - в честь папы.


Только факт
Двое из каждых 100 тыс. спортсменов в возрасте от 12 до 35 лет умирают ежегодно из-за сердечных приступов. Среди обычного населения показатель смертности составляет 0,7.




*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов