Допинговую войну против нас организовали США

Ведущий специалист по спортивной медицине Пётр Лидов рассказывает, почему так много наших остались за бортом Олимпиады

Ведущий специалист по спортивной медицине Пётр Лидов рассказывает, почему так много наших остались за бортом Олимпиады

Член общественного совета Минспорта России, эксперт по спортивной медицине Петр ЛИДОВ четыре месяца назад обратился к министру здравоохранения Веронике СКВОРЦОВОЙ с предложением утвердить справочник разрешенных и запрещенных в спорте медицинских препаратов. Но разработки затерялись в бюрократическом аппарате Минздрава. При таком подходе нашим спортсменам и в будущем придется добиваться справедливости лишь в судах.

- Петр Игоревич, можно ли отказаться от допинга совсем? - обратилась я к Петру Лидову.

- Современный спорт - шоу со своими законами, в которое вложены миллионы долларов. Это соревнование стран, тренеров, технологий, научных открытий, и только на вершине айсберга находится спортсмен. Важно все - правильное питание, умение справиться со стрессом. В течение двух десятков лет система спорта поменялась, потому что атлет стал подходить к лимиту своих возможностей. Но есть мечта - побить мировой рекорд. Для этого страны стали применять различные технологии, в том числе и научные фармакологические достижения. В связи с этим возникло Международное антидопинговое агентство (ВАДА), идеологом которого был Международный олимпийский комитет (МОК), выделивший в его бюджет до 50 процентов средств. Остальные 50 вкладывают государства, принимающие участие в Играх. Их взносы за 10 лет составили $150 миллионов, из которых 22 заплатили США. Наша доля - около $1 миллиона в год.

- Кто платит, тот и заказывает музыку?

- В работе ВАДА много противоречий. Например, введенная презумпция виновности связана с тем, что, даже если у спортсмена нашли допинг, невозможно доказать умысел его применения. Спортсмен скажет: «Мне его подсыпали». Поэтому участник соревнований не имеет права подать иск в гражданский суд, а Арбитражный суд в Лозанне всегда стоит на защите ВАДА. Хранение и вскрытие допинг-проб находятся под жестким контролем прежде всего североамериканцев, чтобы массово не обрушить спорт при чрезмерной задопингованности.

Пётр ЛИДОВ. Фото: Vk.com

Пётр ЛИДОВ. Фото: Vk.com

Проверить янки не можем

- Как же поймать американцев?

- ВАДА прикрывается словами «честь», «честный спорт». На самом деле оно заинтересовано в скандалах, привлечении внимания, финансов и возможности давления на неугодных по политическим, спортивным и иным мотивам. Потому что в агентстве наибольшее число членов - американцы и канадцы. Россия же была представлена лишь Натальей Желановой и Павлом Колобковым. Но и их убрали. Раз нас нет в ВАДА, то и проверить американцев мы не можем. То есть система сама несет элементы беззакония.

- Почему именно перед Олимпиадой разразился скандал?

- Думаю, имена спортсменов разных стран, употребляющих допинг, накапливаются в базе данных ВАДА. Они не все озвучиваются. Раскрывается только такое число, чтобы не отстранять спортивную федерацию и иметь на нее влияние. Остальные положительные пробы могут замалчиваться. Идут закулисные торги, какие пробы открывать, какие нет. Это своего рода бизнес для определенного круга лиц ВАДА. То, что сейчас стал всплывать компромат, говорит о том, что он имелся и хранился до нужного момента. Значит, был сговор. Из-за этого доверие к ВАДА подорвано. Поверим бывшему руководителю Российского антидопингового агентства Грише Родченкову на слово, поведавшему, что мы научились вскрывать пробирки. Но где гарантии, что другие страны это не научились делать? Значит, международная антидопинговая система не работает: пробирки можно открывать и подменять в любой стране.

- Но ведь мы задолго до Олимпиады в Рио понимали, что нас будут «мочить»?

- История началась с блокады Московской Олимпиады 1980 года, когда в связи с вводом наших войск в Афганистан страны НАТО призывали не участвовать в Играх. Сегодня страны Запада опять объединились, чтобы нас не допустить. Перед МОК встал вопрос: либо создать международную американскую Олимпийскую хартию, либо оставить основы, разработанные Пьером де Кубертеном. МОК выбрал второе: дал нам возможность участвовать в Олимпиаде.

КЛИШИНА представит в Рио всю нашу лёгкую атлетику. Только потому, что она живёт в Штатах! Фото: © РИА «Новости»КЛИШИНА представит в Рио всю нашу лёгкую атлетику. Только потому, что она живёт в Штатах! Фото: © РИА «Новости»

Плюнут дротиком

- Когда Григорий Родченков сбежал в США, где рассказал о допинге наших спортсменов на Олимпиаде в Сочи, его сразу объявили ненормальным. Но ведь «чокнутый профессор» целых девять лет руководил Российским антидопинговым агентством и всех устраивал.

- Григорий Михайлович - серьезный ученый. На первый взгляд он не от мира сего. Но Родченков - уникум, один из лучших специалистов в области антидопинга. У нас он считается преступником, потому что якобы кормил допингом и организовал систему подмены проб, а в Америке - «русским Сноуденом». Мы не знаем, какое давление на него оказывалось. Действительно, в Российском антидопинговом агентстве в феврале 2016 года с разницей в 11 дней зафиксировали две смерти - основателя агентства Вячеслава Синева и исполнительного директора Никиты Камаева. Родченков, находясь уже в Штатах, писал мне, что боится за свою жизнь. Говорил, «плюнут с 20 метров дротиком, уколют через одежду микроиголочкой, и человек получит на следующий день обширный инфаркт». Боялся, потому что был носителем информации. Сказал, что пытался попасть к Виталию Мутко, но тот его не принимал.

Если Родченков владел государственной тайной, он не имел права рассказывать о нашей кухне. Но коли он - не фантазер и у него есть факты, это уже иная история, подлежащая серьезному разбирательству. Может, поэтому комиссия Ричарда Макларена вбрасывает информацию о нас постепенно. Надо наладить диалог с Маклареном, понять, что у них есть против нас. Ну а если сказанное Родченковым - фантазия, то она могла родиться только в больном воображении.

- Что же нам делать? Признать вину или упорствовать: «Все ложь»?

- Родченков - преступник, но его обвинения правильные. Заметьте, ни одного иска в суд к Григорию Михайловичу в том, что он врет, порочит честь и достоинство, нет. Сейчас нас сильно нагнули, но именно теперь у нас, если мы очистим свою антидопинговую систему, появляется возможность изменить всю международную антидопинговую систему. 

Новейшие методики делают из спортсменов киборгов

Новейшие методики делают из спортсменов киборгов

 

Нет списка разрешенных препаратов

- Есть ли допинг, который нельзя обнаружить и через восемь лет, когда истекает срок хранения проб?

- Да, есть препараты, которые нельзя «выловить». И есть препараты, которые не включены в список запрещенных. Обычно новому препарату для появления в продаже надо восемь лет. Первые четыре года проходит экспериментальная апробация на животных, потом клинические испытания на добровольцах. Уже на второй стадии появляется возможность тайком употреблять новинки. Это противозаконно, но на это в международном спорте охотно идут. После регистрации чудо-лекарства и поступления его в продажу возникает официальная возможность его применения в спорте. ВАДА о нем еще ничего не знает, а у спортивной федерации уже накоплен опыт. В конечном итоге все тайное становится явным, но только спустя приблизительно еще четыре года ВАДА узнает о препарате, определяет возможность его вылавливания и только тогда вводит в список запрещенных. Поэтому так важно разработать национальные списки препаратов, разрешенных в спорте. Для каждой страны свои, так как в каждой стране есть свой перечень зарегистрированных фармакологических препаратов. Вот тогда спортсмену с выявленными следами неизвестного препарата можно сказать: «Ты принимал препарат не из списка разрешенных».

- У ВАДА нет такого списка. А у нас?

- Нами разработан ежегодник разрешенных и запрещенных препаратов, но он принят только в Ханты-Мансийском округе. Мы с главным специалистом Минздрава по спортивной медицине профессором Борисом Поляевым письменно обращались в Минздрав к Веронике Скворцовой, чтобы рассмотреть и утвердить справочник, который каждый год будет обновляться. Министр отправила заявку по инстанциям. Прошло четыре месяца - ответа нет.

Приведу пример. Во время зимней Олимпиады в Турине 2006 года феноменально выступили австрийцы - 9 золотых медалей, и при этом массово находили выброшенные капельницы. Секрет в том, что они нашли способ преодолевать психоэмоциональный стресс и инстинктивный страх в экстремальных видах спорта. У австрийцев нашли пять препаратов, влияющих на психологическое и эмоциональное состояния. Но они не были в списке запрещенных, оказались там потом. Но если бы был список разрешенных препаратов, о чем я говорю, они бы попались.

- В США есть уголовная ответственность за принятие и распространение допинга, у нас лишь сейчас, после вселенского скандала, подняли вопрос об ужесточении наказания…

- В первом чтении Госдумой уже принят закон об уголовной ответственности. Но только в тех случаях, когда спортсмену против его воли дают допинг. А что делать, если спортсмену он необходим для спасения жизни? Это надо предусмотреть в законе. Главное, в отличие от Кодекса ВАДА он должен быть основан на презумпции невиновности. Нужно доказать, был ли злой умысел врача, тренера или спортсмена. К тому же надо учесть, что в спорте есть допинг-терроризм, и как мы можем гарантировать, что спортсмену ничего не подсыпали. И где гарантии, что ВАДА не вскроет пробирку и само не подкинет вещество? Нам нужно создать безупречную антидопинговую лабораторию и антидопинговое агентство. Как это сделать - мы знаем.

Будущее за генным допингом

- За каким допингом будущее?

- Сейчас разработан генный допинг - методика, позволяющая изменить объем мышечной ткани и создать более сильную, быструю, упругую, взрывную и выносливую ткань, более эластичные связки. Эта методика переводит человека в категорию киборга. Такие препараты - неуловимые пептиды, они похожи на гормоны и запускают целые каскады обменных процессов, сами при этом мгновенно распадаются на аминокислотные осколки. Например, группа нейропептидов вводится в организм для предотвращения страха, нормализации сна, повышения уровня агрессии, достижения куража...

- Россия ведь уступает США и  Китаю по числу медалей. Да и в списке стран по применению допинга мы лишь на 19-м месте. Почему такая агрессия именно против нас?

- Нам сейчас не до медалей. Смотреть, какое место мы займем в Рио, могут только ограниченные люди. Речь идет о сохранении олимпийских идеалов. На примере России всему миру показали, к чему могут привести необдуманная политика в спорте и сговор ряда держав против неугодных людей и стран. Игры - не война, но только теперь мы задумались о морали. На Западе, конечно, станут потирать руки. Но кто нам объявил войну? Территория, которую захватили беженцы и беглые каторжане. Основная масса жителей США - потомки сброда, эмигрировавшего из Старого Света. Европа очистилась от этой в чем-то генетически схожей категории лиц, но последствия для Нового Света оказались страшными. Это люди, уничтожившие индейцев, так как не могли в отличие от нас жить в дружбе с коренным населением. Это люди, не привыкшие работать на земле, а только грабить. Они организовали работорговлю, и миллионы африканских семей сделали несчастными. Это люди, которые не могут сегодня успокоиться, хотят доминировать везде и всюду. Теперь они занялись спортом, так как здесь Россия - это единственная страна, по-настоящему противостоящая им сегодня. Мы должны это понимать и радоваться за каждого нашего спортсмена на Олимпийских играх в Бразилии.






Личные секреты Ивана Айвазовского
Если есть борода… Что стало с любимыми женщинами Фиделя Кастро