Как главные кумиры СССР и соперники Родниной стали невозвращенцами и изгоями
В 60-70-х годах в Советском Союзе фигурное катание было настолько популярным, что у экранов телевизоров в часы трансляций собиралась практически вся страна. Главными небожителями, спустившимися на лед, долго были Людмила Белоусова и Олег Протопопов – пара в фигурном катании и супружеская пара в жизни.
Именно с них началось настоящее парное катание. Они показали миру его красоту, синхронность и плавность движений, единение с музыкой такое, при котором музыкальный фон стал частью выступления. Они придумали много элементов, которые исполняет сегодня, например, «Тодес». И они первыми завоевали для СССР олимпийские медали в этом виде спорта в 1964, а потом и в 1968 году. И вдруг однажды исчезли из советского пространства, как будто их и не было.
Одна жизнь на двоих
Они встретились в 1954 году на семинаре по фигурному катанию в Москве. Люда работала инструктором маленьких фигуристов в парке и выступала как одиночница. Олег служил на Балтийском флоте и выступал в паре с Маргаритой Богоявленской, с которой даже завоевал в 1953-м бронзовую медаль чемпионата СССР.
Молодые люди после конференции провели несколько тренировок вместе. А через год Белоусова переехала к Протопопову из Москвы в Ленинград. Они не только стали парой на льду, но и парой в жизни, не расставаясь больше ни на один день.
По воспоминаниям Людмилы Евгеньевны, они жили в 9-метровой комнате в коммуналке, которую мама Протопопова сумела сохранить, пока он служил на флоте. Денег у них не было: Мила тогда училась в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта и водила молодого мужа в студенческую столовку. Они ели хлеб с горчицей, которая всегда стояла на столе, и заказывали самые дешевые блюда.
Они начали в том возрасте, когда многие современные спортсмены уже заканчивают, и успехов добились далеко не сразу. Во имя фигурного катания они приняли решение отказаться от всего, что не касается спорта. Такую же неизменную верность они хранили своему лирическому стилю.
Жестокая конкуренция
В январе 1970 года в Киеве проходил чемпионат СССР по фигурному катанию. Явными фаворитами казались Белоусова и Протопопов – к тому моменту двукратные олимпийские чемпионы, четырехкратные чемпионы мира и четырехкратные чемпионы Европы. Людмиле Белоусовой – 35, Олегу Протопопову – 38 лет.
После обязательной программы они шли первыми, опережая своих главных конкурентов Ирину Роднину и Алексея Уланова на 12 с лишним баллов.
Но после произвольной программы быстрые и атлетичные Роднина и Уланов с восьмого места перебрались на первое, а Белоусова и Протопопов стали лишь четвертыми, не попав в сборную страны. Говорят, зал свистел так долго, недовольный решением судей, что пришлось обращаться к опальным спортсменам, чтобы они успокоили зрителей. Фигуристы вышли на лед и низко поклонились.
Справедливости ради надо сказать, что парное катание стремительно менялось. И уже тогда спортивное руководство рассматривало Роднину и Уланова как главную советскую пару и потенциальных победителей на Играх в Саппоро в 1972 году.
Лебединая песня
Уйдя из большого спорта, Белоусова и Протопопов начали выступать в Ленинградском балете на льду. Олимпийских чемпионов приглашали в шоу и на показательные выступления по всему миру.
Но чиновники с большим трудом выпускали их за рубеж, а потом и вовсе поставили условие, что пара может выезжать только со своим балетным коллективом. В результате спортсменам не оставили выбора: они хотели тренироваться и выступать или заниматься творчеством и ставить шоу, но ни того, ни другого делать им не давали.
И в 1979 году во время гастролей Ленинградского балета на льду в Швейцарии Людмила Евгеньевна и Олег Алексеевич попросили политического убежища. Хотя на самом деле от политики они были так же далеки, как от всего, что не имело отношения к фигурному катанию.
По их рассказам, две недели их ежедневно перевозили из гостиницы в гостиницу и из города в город, пряча от сотрудников КГБ. Вскоре им выдали вид на жительство, и они выбрали небольшой швейцарский городок Гриндельвальд – единственное место в стране, где каток работал круглый год.
И практически сразу же супружеская пара заключила контракт с американским ледовым шоу. Их приглашали на выступления до тех пор, пока Людмила Евгеньевна могла стоять на коньках. Они поражали легкостью и изяществом на льду, когда Белоусовой было 79, а Протопопову – 82.
На самом деле супруги так и не нажили себе богатства. По рассказам их американских друзей, у фигуристов не было ни мобильных телефонов, ни телевизора, ни машины. А лед для тренировок им предоставляли бесплатно.
Свои деньги они тратили на качественную еду. Белоусова прекрасно готовила и строго следила за питанием. Супруги держали свой спортивный вес всю жизнь: Белоусова – 42 килограмма, Протопопов – 64. Спортсмены много ходили пешком и тренировались шесть раз в неделю по 2-3 часа. Людмила Евгеньевна продолжала выходить на лед даже тогда, когда у нее обнаружили рак и она проходила лечение. Только в последний год силы совсем покинули ее.
Запоздавшие извинения
Естественно, советское руководство не могло простить фигуристам отъезда из страны. Воспоминания об успехах Белоусовой и Протопопова стирались с маразматическим размахом. Их тут же лишили званий заслуженных мастеров спорта.
Вряд ли фигуристы переживали по этому поводу, но то, что их имена были как бы вычеркнуты из истории, больно ударило по выдающимся спортсменам. Все-таки медали они приносили советской стране.
Советские комментаторы испытывали страшные трудности, начиная говорить о традициях отечественного парного катания. И этот бред продолжался не одно десятилетие.
Только в 2000-х, когда у руля российского спорта стоял Вячеслав Фетисов, были предприняты конкретные шаги, чтоб восстановить справедливость. В 2003 году Людмила и Олег наконец побывали в России. А на Олимпиаде в Сочи они были одними из самых востребованных журналистами персон, при этом оставаясь очень скромными людьми.
Фигуристы вели закрытый образ жизни. С миром их связывала только электронная почта, которой занималась Белоусова. Поэтому, когда появились первые сообщения о ее смерти, Олега Алексеевича долгое время никто не мог найти. Искали через американских друзей и коллег, европейских спортсменов.
В результате удалось разыскать хозяина комплекса домов, в котором жила пара в Швейцарии. Как выяснилось, Олег Алексеевич кремировал супругу и решил, что урна с прахом останется с ним.
На днях появилась информация, что 86-летний Олег Алексеевич впервые вышел на лед после смерти своей супруги и партнерши. Он выступал один в шоу «Вечер с чемпионами», которое проходило на льду Гарвардского университета в США.