Почему джипы Toyota Hilux оказались сильнее советских танков Т-55

Ливия провела четыре интервенции в Чад, чтобы вернуть себе полосу Аузу, однако этим планам не суждено было осуществиться. wikipedia
Ливия провела четыре интервенции в Чад, чтобы вернуть себе полосу Аузу, однако этим планам не суждено было осуществиться. wikipedia
Жестокие кровопролитные войны часто имеют романтичные или загадочные имена. Но даже на этом фоне выделяется «война Тойот», разразившаяся в Африке в конце прошлого века.

«Войной Тойот» назвали заключительную часть чадско-ливийского конфликта. Военные действия на территории Чада шли с 1978 по 1987 годы. В этих боях участвовали вооруженные силы нескольких местных группировок, а также двух иностранных держав – точь-в-точь как в современной Сирии. Правда, вместо России и США в конфликт вмешались страны помельче – Ливия и Франция. Интервенты поддерживали разные стороны, а те, в свою очередь, обещали своим покровителям разнообразные послевоенные привилегии.

Ливийский лидер Муаммар Каддафи намеревался установить контроль над «полосой Аузу» – спорной территорией на границе двух государств. Еще в 1935 году Италия, которой тогда принадлежала Ливия, получила эти земли от Франции, но при послевоенном переустройстве мира уже независимая Ливия подписала договор с Францией, согласно которому полоса возвращалась под французское владычество, а впоследствии она оказалась на территории получившего независимость Чада. Огоньку в вопрос добавляет предположительное наличие урановых месторождений на спорных землях.

Почти до самого конца девятилетнего конфликта было неуместно говорить о равносильности военной мощи двух стран. С одной стороны – бедное государство Чад с малочисленной армией, без военно-воздушных сил и нормальной бронетехники. С другой – поддерживаемая СССР Ливия, имевшая на вооружении ударные истребители, танки Т-55, бомбардировщики ТУ-22 и много другой техники. Группировки северных провинций и ливийские войска шаг за шагом выбивали из стратегических объектов регулярную армию Чада и уничтожали ее склады.

Но в 1987 году французы решили поддержать свою бывшую колонию. ВВС Франции начали сбивать ливийские бомбардировщики, до той поры полностью царившие в небе. Но главное – Чад получил от Франции 400 рамных внедорожников Toyota Hilux, многие из которых были оборудованы пулеметами, а некоторые –противотанковыми ракетными комплексами «Милан».

Собственно, именно «Тойоты» и сыграли решающую роль в победе Чада над противником. Благодаря им регулярная армия разгромила врага буквально за два сражения: возможность быстрого перемещения войск на джипах оказалась важнее всех ливийских козырей. А советские военные советники предпочли в эту войну не вмешиваться.

За время этой спецоперации ливийцы потеряли одиннадцать чехословацких самолетов L-39, около 200 БМП, столько же танков, две зенитные батареи и примерно две тысячи солдат. Хорошо знавшие местность офицеры армии Чада под руководством французских советников сполна использовали преимущество юрких «Тойот» над неповоротливыми танками в скорости и маневренности. Как результат – полное отражение интервенции. Полоса Аузу и по сей день остается за Чадом.

Начальник штаба вооруженных сил Чада заявил, что лучше иметь хорошую «Тойоту», чем танк Т-55. wikipedia
Начальник штаба вооруженных сил Чада заявил, что лучше иметь хорошую «Тойоту», чем танк Т-55. wikipedia

После окончания операции начальник штаба чадских национальных вооруженных сил Ахмед Муса-Ми сказал фразу, которая облетела весь мир:

– Теперь мы знаем, что лучше иметь хорошую «Тойоту», чем Т-55.

Конечно, он был неправ. Несмотря на все развитие техники, до сих пор главную роль в сражениях играет человеческий фактор. Как вьетнамцы не смогли овладеть реактивными истребителями, так и ливийцы оказались слабыми танкистами. Согласись Советский Союз вмешаться в дело на тех же Т-55, судьба японских джипов была бы столь же предсказуемой, сколь и печальной. Но – перестройка, новое мышление, общечеловеческие ценности, афганский опыт… Ливийцев бросили на произвол судьбы.

В результате почувствовавшая безнаказанность Франция через четверть века приняла активнейшее участие в новой интервенции, теперь уже в саму Ливию. В результате Мауммар Каддафи был убит, а страна погрузилась в пучину многолетней гражданской войны.

Вот что бывает, если вовремя не подбить несколько сотен японских внедорожников.






«Жесть»: молодая жена Сергея Жигунова угодила в переплет
Жизнь в золотой клетке: Кабаева обнаружила в своей машине жучок для прослушки