Как работает первый российский автомобиль, управляемый силой мысли

Российские ученые презентовали концепт нейромобиля — машины, которой можно будет управлять ментально. При этом стоить она будет не дороже бюджетного седана.

Попытки создать автомобиль на мысленном управлении в мире уже случались. Еще в 2011 году немецкие инженеры из лаборатории AutoNOMOS продемонстрировали программу, которая превращала обычный Volkswagen Passat в автономное транспортное средство, подчиняющееся командам мозга. Однако дальше пары экспериментов дело не сдвинулось.

Год назад похожий эксперимент провела компания Hyundai. Правда, система управления автомобилем была упрощена донельзя — позитивные мысли активировали педаль газа, а негативные и отвлеченные — тормоз. Никаких иных маневров экспериментом предусмотрено не было, а разработка носила по-видимому исключительно рекламный характер, ведь дальнейших попыток развития и внедрения ментального управления Hyundai не предпринимала.

Теперь за дело взялись россияне — специалисты лаборатории интеллектуальных биомехатронных технологий Нижегородского государственного университета имени Лобачевского и производитель электромобилей Zetta. На выставке Вузпромэкспо в Москве они представили концепт первого российского нейромобиля. Да, пока это лишь тестовый макет, но создатели уже получили грант на дальнейшую реализацию проекта — теперь у них есть 250 млн рублей и 3 года на то, чтобы создать полностью готовый к эксплуатации предсерийный прототип нейромобиля.

Как это выглядит

Снаружи нейромобиль неказистый, квадратный и очень маленький (1,3 метра в ширину и меньше 3 метров в длину). Он напоминает коммерческие фургончики, называемые в народе «каблучками». Такая форма выбрана разработчиками не случайно — в первую очередь нейромобиль предназначен для тех людей, которые по объективным причинам не могут управлять обычным автомобилем, то есть для инвалидов. Именно поэтому основная дверь нейромобиля — задняя. Одно нажатие кнопки — дверь поднимается вверх, задняя часть автомобиля опускается, выезжает пандус, и водитель может спокойно заехать внутрь.

Внутри автомобиль так же аскетичен — в нем нет множества ненужных инвалиду элементов. По понятным причинам не предусмотрено даже сидений. На всякий случай сзади имеется выдвижное кресло, если в качестве пассажира будет ехать здоровый человек.

Как это работает

— Ментальные команды автомобилю передает специальная программа, которую перед началом эксплуатации водитель должен настроить под себя. На голову надевается специальная шапочка с множеством датчиков, анализирующих активность головного мозга. Далее программа предложит водителю подумать, например, о повороте направо, затем о повороте налево. Компьютер визуализирует активность мозга в виде графиков и в последующем будет сравнивать мысли водителя с имеющимися в его арсенале командами, — рассказывает Никита Григорьев, студент Нижегородского государственного университета имени Лобачевского и один из разработчиков проекта.

Сейчас водителю приходится не только каждый раз натягивать на голову «шапочку» с датчиками, но и с помощью шприца периодически смачивать электроды специальным гелем, который улучшает качество сигнала. В течение ближайших двух лет разработчикам предстоит придумать, как избавить водителей от такой необходимости и как сделать датчики максимально незаметными и не мешающими комфорту водителя.

Пока набор команд, которые может запомнить нейромобиль, весьма ограничен — не более пяти. Подчиняется командам транспортное средство пока не идеально, но в ближайшие два года систему усовершенствуют — намерения водителя будут определяться не только по активности мозга, но и по дополнительным сигналам, например, по движению глаз.

Сколько это будет стоить

Нейромобиль планируется сделать полностью электрическим, да еще и обеспечить его внушительным запасом хода — от 200 до 600 км без подзарядки. При этом его стоимость, по предварительным расчетам компании Zetta, будет сопоставима с самыми бюджетными седанами — от 550 до 900 тысяч рублей.

Для сравнения, у одного из самых популярных электромобилей мира Nissan Leaf запас хода на одной зарядке составляет всего 175 км, при этом купить его в России можно не менее чем за 1,5 млн рублей.

Каким образом Zetta намерена сделать электромобиль, да еще и с ментальным управлением втрое дешевле, чем у конкурентов, пока непонятно. Но флаг им в руки!