Как и зачем автомобили испытывают на животных
Зачем обезьянок травили выхлопами
Уважаемые немецкие автоконцерны Volkswagen, BMW и Daimler попали в эпицентр грандиозного скандала. Защитники животных выяснили, что эти компании финансировали исследования, в ходе которых 10 ямайских мартышек поместили в закрытое помещение, куда вместо воздуха подавали выхлопы от дизельного двигателя Volkswagen Beetle. Эксперимент продлился в течение четырех часов, а чтобы мартышки не волновались, им показывали веселые мультики.
Эксперимент, проводившийся еще в 2014 году, должен был доказать общественности, что современные дизельные двигатели гораздо «чище» старых и выхлопы не содержат вредных для здоровья канцерогенов. Однако эксперимент, главным инициатором которого выступил Volkswagen, изначально был обманом. Он был заказан как раз незадолго до скандала с дизельгейтом, в ходе которого немецкого автопроизводителя уличили в фальсификации данных исследований о уровне выбросов дизельных моторов. На автомобилях Volkswagen устанавливалось специальное программное обеспечение, которое во время тестов в десятки раз занижало данные о количестве выбрасываемого в воздух оксида азота.
Исследователи, проводившие эксперименты на обезьянах, не знали о том, что ПО фальсифицирует данные. Таким образом Volkswagen намеренно не только обманывал исследователей, но и подвергал смертельной опасности животных, участвовавших в эксперименте. О их дальнейшей судьбе, к сожалению, история умалчивает.
Volkswagen уже принес извинения за эту историю. Концерны BMW и Daimler, также принимавшие участие в финансировании исследований, но вовремя покинувшие проект, стараются сейчас максимально дистанцироваться от скандала.
Краш-тесты на животных
Если в настоящее время опасные эксперименты на животных кажутся дикостью, то еще не так давно краш-тесты с участием животных были обыденным явлением. С момента появления такого понятия «краш-тест» и вплоть до 50-х годов прошлого века роль жертв аварии выполняли человеческие трупы. Но организаторы автоиспытаний имели с ними много проблем и не только нравственного толка.
Морги поставляли организаторам краш-тестов только тела людей, умерших своей смертью, то есть людей пожилых. Но чтобы данные об опасности автомобилей для здоровья человека были всесторонними и объективными, требовались «жертвы» разного возраста и комплекции.
Поэтому в 50-х годах производители стали экспериментировать на животных. В числе подопытных были собаки, обезьяны и даже медведи. Однако вскоре организаторы испытаний остановили свой выбор на свиньях. Дело в том, что структура тела свиней больше всего напоминает человеческую. Перед началом тестов животным вводили наркоз, а в случае сильных повреждений незамедлительно усыпляли.
В 1960-х защитники животных заставили автоконцерны сжалиться над бедными свиньями, и вскоре их место на краш-тестах заняли человекоподобные манекены. Однако именно свиньям мы обязаны появлением деформирующихся частей кузова, ремней безопасности в нынешнем виде и так далее.
Обезьяны проверяют качество сборки
В современном мире животных все еще периодически задействуют для проведения автомобильных тестов, однако теперь их жизни и здоровью ничто не угрожает. Так, в 2012 году компания Hyundai провела необычное испытание своего хэтчбека i30. Чтобы развеять скепсис автоэкспертов относительно качества сборки автомобиля, проверить его доверили самым строгим и в мире тестировщикам — обезьянам.
В течение десяти часов более 40 бабуинов исследовали автомобиль снаружи и внутри. Чтобы повысить эффективность проверки, организаторы краш-теста спрятали в i30 орехи. В поисках лакомства приматы излазили весь автомобиль. Конечно, чистота хэтчбека после испытания оставляла желать лучшего, но за 10 часов обезьянам не удалось ничего ни сломать, ни оторвать.
В настоящее время вместо того, чтобы подвергать животных опасности, автопроизводители, наоборот, заботятся и защите питомцев не меньше, чем о защите людей. В Германии и Японии с недавних пор даже проводятся специальные «собачьи» краш-тесты, в процессе которых специалисты испытывают собачьи манекены с целью найти наиболее оптимальный и безопасный способ перевозки любимца в автомобиле.