Все, что нужно знать об алкозамках, которыми начнут оборудовать авто в России
Госавтоинспекция разрабатывает долгосрочную стратегию повышения безопасности на дорогах страны, и самый значимый из пунктов плана — внедрение в России так называемых алкозамков. Эти устройства по сути выполняют работу сотрудников ГИБДД и не дают сесть за руль водителям, находящимся в состоянии алкогольного опьянения. В США и Европе с такой системой автовладельцы знакомы уже достаточно давно, пришло время и нам узнать про нее побольше.
Как это работает
Алкозамок представляет собой миниатюрный алкотестер, встроенный в приборную панель автомобиля и соединенный с системой зажигания двигателя. Чтобы завести мотор, водителю перед началом поездки необходимо дыхнуть в трубочку. Прибор оценит содержание паров этилового спирта в выдыхаемом воздухе и решит, можете вы находиться за рулем или же нет. Если содержание паров алкоголя превышает допустимые значения, то алкозамок не позволит вам сдвинуться с места.
Где такое есть и какой эффект
За появление такого чудесного прибора, как алкозамок, водители могут «поблагодарить» американцев. Причем первый прототип алкозамка появился еще в середине 80-х годов прошлого века. Однако прежде чем войти в обиход, его ждало почти 30 лет экспериментов и доработок. Только в 2013 году все штаты Америки согласились с их применением.
В Европе первой опробовала новую технологию Швеция еще в 2000 году. Причем компании Volvo идея алкозамков настолько понравилась, что к 2020 году она планирует опционно ставить алкозамки во все свои автомобили.
Конечно, оборудовать алкозамками в России собираются далеко не все автомобили — это слишком дорого, да и необходимости такой нет. Как показывает практика США и других стран, вполне достаточно оснащать аклозамками автомобили водителей, которые уже попадались на пьяном вождении. Это своеобразная альтернатива лишению прав — вместо того, чтобы остаться на год без машины, тебе дают право водить, но перед каждой поездкой придется пройти тест на трезвость. В итоге довольны и автовладельцы, оставившие права при себе, и государство, которое может быть уверено в том, что такой водитель не сможет стать рецидивистом.
Кто за это платит
Если в России система будет реализована так же, как в Европе, то все траты на установку и содержание алкозамков возьмут на себя автовладельцы. Оборудоваться прибором машины будут по решению суда и на определенный срок — обычно он составляет от 6 до 12 месяцев. Установка алкозамка обойдется в 5-10 тысяч рублей, еще порядка 3-5 тысяч в месяц водителю, злоупотребляющему алкоголем, придется отдать за обслуживание системы.
Можно ли обмануть систему
Русские хитры на выдумки, но производители постарались учесть все возможные способы обойти систему. Первое, что приходит в голову — попросить трезвого человека дыхнуть в трубочку и спокойно завести автомобиль, даже будучи пьяным. Чтобы такого не было, прибор требует пройти проверку не только перед стартом поездки, но и во время нее, через случайные, непрогнозируемые промежутки времени. При этом тест нужно пройти в течение минуты, то есть времени остановиться и попросить дунуть в трубочку прохожего у вас просто не будет.
В случае если тест не пройден или провален, автомобиль начнет всячески привлекать к себе внимание — издавать звуковые сигналы, моргать фарами. Вопреки распространенному убеждению, двигатель система глушить не будет, ведь это может быть опасно как для водителя, как и для окружающих.
Алкозамок сохраняет в памяти все результаты пройденных тестов и случаи отказа от прохождения проверки. По результатам этих данных в конце срока эксплуатации прибора суд будет принимать решение: разрешить водителю снять алкозамок или продолжить его использование. Так что соблюдать правила в интересах самого водителя.
Эксперименты по внедрению системы алкозамков в России начались еще в 2010 году — тогда приборами оснастили школьные автобусы в трех регионах страны. Эксперимент был признан удачным, но дальнейшего развития так и не получил. Зато идея понравилась заводу «КамАЗ», который заявил о намерении устанавливать алкозамки на свои серийные автомобили. Устройства должны появиться на грузовиках в течение 2019-2022 годов. Когда же дойдет до легковых автомобилей, пока непонятно.