Автоцены: вниз или вверх? И кому выгодны слухи о новогоднем подорожании
СМИ растиражировали информацию о том, будто цены на автомобили в России вырастут с нового года. Мы проанализировали их доводы и пришли к выводу, что никакой логики в них нет: по сути, мы наблюдаем неуклюжую попытку автодилеров стимулировать продажи, связанную с тем, что отрасль переживает тяжелые времена и отчаянно нуждается в деньгах.
Стремление вверх
Основными факторами, толкающими цены вверх, называют слабость рубля и обязанность автопроизводителей внедрять в новые модели систему ЭРА-ГЛОНАСС.
Действительно, за последние два года мировые валюты подорожали по отношению к рублю почти на 100%. А вот цены автомобилей выросли «всего» на 44%. На этом фоне многие автопроизводители, разумеется, заявляют, что торгуют в России себе в убыток — лишь бы не потерять долю рынка. То есть роста цен вроде бы не избежать.
Однако у любого розничного уравнения есть две основные составляющие: производитель с продавцом, с одной стороны, и потребитель — с другой. И поднимать цены в ситуации, когда этот самый потребитель и без того всё меньше интересуется автомобилями, — всё равно что просто остановить продажи. В 2015 году в России продано на 35,7% меньше легковых и легких коммерческих автомобилей, чем в 2014-м. А за девять месяцев 2016-го — на 14,4%, чем за январь-сентябрь 2015-го. Несложно предугадать, что, если все производители ощутимо (хотя более чем на 3–5%) поднимут цены, рынок сожмётся еще сильнее.
Тяготение вниз
Выставить автомобиль в салоне можно по какой угодно цене, но продать его удастся только по той, которая устраивает покупателя. Сейчас против дорогой покупки голосуют два крайне весомых фактора.
Первый — чисто экономический. Реальные доходы россиян снижаются на 9-10% в год, число безработных растет (только по официальной статистике в 2016 году их было уже 5,8% против 5,6% годом ранее и 5,2% в 2014-м), зарплаты уходят в конверты, а то и не выплачиваются вовсе.
Второй фактор можно условно назвать «ликсутовским»: заботами главного транспортника Москвы владение автомобилем в столице резко подорожало. Дикие цены на «народные гаражи», плата за парковку и проезд по некоторым трассам, эвакуаторный террор, драконовские штрафы буквально за любое движение — всё это заставляет многих десять раз подумать, прежде чем решиться на покупку машины. Ведь платить придется еще и за ОСАГО (или каско), и за постоянно дорожающий бензин...
...А московский рынок, тем временем, является крупнейшим авторынком в нашей стране.
Рыночная шизофрения
И все это начинает затрагивать не только Москву. Перспективные наработки группы Ликсутова применяют и в Московской области, и в крупнейших городах России. Власти одной рукой стимулируют автопром, вливая деньги в ненасытное тольяттинское жерло, а другой — делают пользование купленными автомобилями максимально дорогим и некомфортным. Подобное поведение в быту называют шизофреническим. И мы, автолюбители, вынуждены существовать в этой реальности.
Рост цен на падающем рынке — тоже, по сути, шизофрения. Если производителям всё же не хочется окончательно потерять российский рынок, то никакого организованного, синхронного роста цен, особенно на уже продающиеся модели, не будет. Тем более что в этом случае российский рынок окончательно перестанет быть интересным и европейским покупателям, которые порой едут сюда из-за курсовой разницы.
Всё это, впрочем, не касается родного «АвтоВАЗа»: как показывает опыт, здесь действует не рыночная — работающая по понятным всем законам логики — экономика, а плановая — которая диктует устраивать подорожания аккурат в первых числах каждого нового года. От зарубежных производителей, пусть и локализовавшихся в России, можно ожидать более разумного поведения.
КСТАТИ: Аналогичная проблема назрела и на рынке большегрузных автомобилей — гораздо более узком, чем рынок легковушек. Спроса на нём просто нет: тарифы ненасытного «Платона» только растут и уже к лету, скорее всего, повысятся в два раза; предприниматели выходят из логистического бизнеса и распродают технику. Вкладываться в грузоперевозки не хочет никто.