Как будут брать взятки воздушные гаишники
Как будут брать взятки воздушные гаишники
Об этом чаще всего мечтается в московских пробках: вот бы разогнаться, поддать газку и... взлететь ввысь, оставив под собой вереницу замерших без движения бедолаг-автомобилистов. Как в фильмах о Гарри Поттере или в «Пятом элементе». Но - рожденный ползать... Впрочем, фантазии о летающем «железном коне» не лишены здравого смысла. Разработчики уверяют: он поступит в продажу в ближайшее время.
Проектировщики и технологи во всем мире каждый год представляют на каком-нибудь авиашоу «помесь» автомобиля и самолета. Но одно дело собрать штучный экземпляр, а другое - поставить дело на поток. К тому же все понимают, для массовых «заездов» под облака придется разрабатывать небесную «дорожную инфраструктуру»: создавать небесную автоинспекцию, сажать «авиаинспекторов» на какие-нибудь скоростные МИГ-29, разрабатывать Правила воздушного движения и систему получения прав на управление воздушным ТС - да много чего еще, что поможет избежать пробок и всевозможных ЧП - теперь уже над землей.
|
Аналогов лёгкому и компактному «ЛАРК-4» нет в мире, уверяют российские авиаконструкторы... |
Предложила пофантазировать на тему, что будет, когда воздушное пространство начнут бороздить летающие кары, сотрудникам крупнейшего в столице вертолетного центра «Хелипорт Москва». Они первыми запустили аэротакси и стали массово обучать пилотов-любителей управлению вертолетом. Говорят, несмотря на высокую стоимость курса (935 тыс. руб. за 214 часов теоретической подготовки и 42 часа практики), от желающих нет отбоя. Немало и тех, кто приобретает вертолеты и легкомоторные самолеты в личное пользование, выкладывая сумму от трех до десяти миллионов рублей. Получать разрешение на полеты теперь не требуется - достаточно через Интернет уведомить о своем намерении подняться в небо «Росавиацию», и диспетчеры возьмут под контроль перемещение воздушного судна. Но так происходит сегодня, когда над столицей находится не более 20 машин одновременно. А если в воздух разом поднимутся тысячи транспортных средств?- В районах Москвы, Санкт-Петербурга, других крупных городов Наземным компьютерным центром (НКЦ) будет установлен жесткий контроль за передвижением летательных аппаратов, - рисует картину недалекого будущего пилот
Александр Скребец. - На участках с более низкой плотностью транспортного потока летчикам предоставят большую свободу перемещения, но по мере приближения к точкам с интенсивным движением НКЦ ограничит ширину коридора и полностью возьмет на себя управление полетом. Он может вести аэрокар в автоматическом режиме по всему маршруту - от взлета до посадки, так что столкновений в небе удастся избежать.
|
...после стендовых испытаний двигателя машина поднялась в воздух и отлично себя зарекомендовала |
По следам Терминатора
Задумок у изобретателей по всему миру - воз и тележка, но создать полноценную летающую машину оказалось невероятно сложно. Пожалуй, самый раскрученный на сегодня проект - американский аэрокар «Transition» компании «Terrafugia». Нажатием кнопки он за 30 с превращается из обычного автомобиля в самолет, выбрасывая по бокам складные крылья. «Transition» не назовешь быстроходным: на земле он разгоняется до сотни километров в час, в воздухе - до 185 км/ч. Для разбега машине требуется с полкилометра. Внутри салона, рассчитанного на двух человек, водитель легко управляется с привычным рулем и педалями. Но рычага переключения передач нет - вместо него специальный джойстик. Заправить аппарат можно обычным высокооктановым бензином на любой АЗС. Компания «Terrafugia» обещала наладить массовое производство чудо-автомобилей к этому году, но увязла в согласованиях: в США тоже нужно пройти кучу контор, требования которых, как у нас, порой противоречат друг другу. Предполагаемая цена «Transition» - около $280 тыс.
|
Для управления автомобилем-самолётом «Terrafugia Transition Flying Car» владельцу придётся потрать всего 20 часов на обучение |
Русская молния
Российские изобретатели тоже не лыком шиты. Авиаконструкторы Общественного конструкторского бюро при Национальном аэроклубе РФ (ОКБ НАК РФ) Владимир Саенко и Николай Бабешко еще восемь лет назад разработали проект модели «ЛАРК-4», которую они представляют как семейно-деловой летающий автомобиль, рассчитанный на четырех человек. Специалисты говорят: проект уникальный - аппараты хваленых американцев с нашим «ЛАРКом» и рядом не стояли. Чтобы взлететь, этому чуду мысли достаточно 30-метровой площадки. Без дозаправки всего за час на нем можно долететь из Москвы до Питера, а за два с небольшим часа домчаться до Стамбула, преодолев около полутора тысяч километров. Расход дизельного топлива на 100 км полета - около 11 л - как у легковушки. «ЛАРК» оснащен бортовым компьютером и может взлетать и садиться в заданной точке без участия пилота. Разработчики пытаются донести до бизнесменов светлую мысль: этой «игрушке» цены нет! Во-первых, она обеспечит оперативную доставку на расстояние более тысячи километров, а, во-вторых, обладание ею - это вопрос престижа: мало кто похвастается личным аэрокаром в гараже. Но нувориши этого не понимают - желающих профинансировать проект пока не нашлось.
|
В фантастическом фильме «Черная молния» летающая «Волга ГАЗ 21» оснащена нанокатализатором, превращающим бензин в ракетное топливо. Она гоняет по небу со скоростью 300 км/ч и способна зависать в воздухе |
Большие планы малой авиации
Создать гибрид самолета и автомобиля энтузиасты пытались на протяжении всего прошлого века. Некоторые из изобретений даже успешно летали.
1908 - 1909 гг.: аэромобиль Татаринова. Русский изобретатель Владимир Татаринов представил в Главное инженерное управление модель ортоптера и проект четырехроторного вертолета с тянущим винтом, который назвал аэромобилем. Военное министерство даже выделило на его постройку деньги. Но задача оказалась слишком сложной, и затея провалилась.
1916 г.: «Автоплан» Глена Кертиса. Модель из алюминиевых сплавов с 12-метровым размахом крыльев, придуманная американским авиаконструктором, была рассчитана на троих пассажиров. Самолетный двигатель мощностью 100 л. с. находился в передней части корпуса и приводил задние колеса в движение через коробку передач и карданный вал. «Автоплан» совершил несколько коротких прыжков, но так и не взлетел.
1926г.: «Flying Flivver» Генри Форда. Автопромышленник с энтузиазмом взялся за разработку недорогой летающей машинки. Однако после гибели на испытаниях близкого друга отказался от этой затеи.
1937 г.: «Стрелобиль» Уотермена. Стал первым успешным проектом летающего автомобиля. Двухместная, трехколесная машина с двигателем в 100 л. с. разгонялась на земле до 110 км/ч и до 200 км/ч в воздухе. «Стрелобили» планировали продавать без крыльев, а крылья сдавать в аренду и вручную цеплять на аэродромах. Было построено шесть машин, но потом финансирование прекратилось.
1941 г.: «Крылья танка» Олега Антонова. Летательный аппарат, которому не было аналогов в мире, авиаконструктор
Антонов спроектировал всего за две недели. К лету 1942-го его построили на оборонном заводе в Тюмени. На испытаниях железная махина с трудом поднялась в воздух, ее двигатель то и дело перегревался. Тем не менее стало ясно: танк тоже можно научить летать.
1946 г.: «Аэрофибия» Роберта Фултона. Изобретатель не стал приспосабливать автомобиль к небу, а заставил ездить по земле самолет. Крылья и секция хвоста аппарата снимались, пропеллер складывался внутри фюзеляжа. Имелся шестицилиндровый двигатель мощностью 150 л. с. «Аэрофибия» летала со скоростью 190 км/ч, разгонялась на шоссе до 80 км/ч и стала первым в мире летающим автомобилем, получившим сертификат Управления гражданской авиации США. Но на массовое производство не нашлось денег.
1947 г.: «ConvAirCar» («Крылатые колеса»). Двухдверный седан с приставной самолетной частью, спроектированный компанией «Consolidated-Vultee (Convair)», за час пути «съел» всего один галлон горючего - примерно 3,8 л. Экономичный летающий седан уже собирались поставлять на рынок, но на испытаниях произошла катастрофа, и работы свернули.
1956 г.: «Аэрокар» Молта Тейлора. Считается самым успешным из всех проектов аэрокаров. Его не раз хотели запустить в серийное производства, но по разным причинам все заканчивалось, не начавшись.
1973 г.: «Мицар» Генри Смолинского. Основатель компании «Advanced Vehicle Engineers», которая должна была заняться разработкой летающего автомобиля на базе «Ford Pinto», разбился на этой машине в первом же испытательном полете.
1974 г.: «Roadable» Леланда Брайана. Здесь тоже все пошло не по плану: Брайан погиб на испытаниях своего аппарата.
1974 г.: «Скайкар» Пола Моллера. По расчетам в полете машина должна была разгоняться до 500 км/ч и подниматься выше 10 тыс. м, но достижения оказались скромнее. Испытывали «Скайкар» с большой осторожностью - на небольшой высоте, привязав тросом к подъемному крану.