Эксперт рассказал, как защититься от «братьев» челябинского метеорита

Фото: pixabay.com
Ровно пять лет назад, 15 февраля 2013 года, в озеро Чебаркуль в Челябинской области рухнул гигантский метеорит. Падение стало сюрпризом не только для местных жителей, но и для астрономов, которые по идее должны следить за звездным небом и предупреждать о потенциальных угрозах. Мы узнали, почему астрономы оказались бессильны и можно ли защититься от «братьев» челябинского метеорита, угрожающих Земле.

Челябинский метеорит — крупнейший в новейшей истории и четвертый по размеру среди всех известных науке. Его вес при вхождении в атмосферу Земли составлял более 10 тысяч тонн, но большая часть этой массы сгорела в процессе падения. Размер астероида составлял более 17 метров в диаметре — это больше, чем пятиэтажный дом. Однако на высоте в 20-25 км от Земли суперболид взорвался, разлетевшись на тысячи осколков. Самый большой из них обнаружили на дне озера Чебаркуль — 570 кг.

Взрыв астероида по своей мощи в 20 раз превысил силу взрыва атомной бомбы в Хиросиме. Число пострадавших от осколков небесного тела превысило тысячу человек, причем более 200 из них дети. Страшно представить, какими могли бы быть последствия катастрофы, упади метеорит не в озеро, а на территорию населенного пункта.

Почему астрономы не предупредили россиян об угрозе и что делать, если такое повторится, рассказал заведующий отделом исследований Солнечной системы Института астрономии РАН Валерий Шематович.

— Мимо Земли пролетает огромное количество малых небесных тел, подобных
чебаркульскому болиду, в этом отношении он не уникален. Так, всего несколько месяцев назад в относительной близости от Земли пронесся астероид 2012 ТС4 диаметром около 13 метров. В интернете много писали о том, что он якобы может упасть на Землю, но астрономы следили за ним еще с 2014 года и знали, что он пройдет довольно далеко от нас.

Все известные астрономам астероиды, чья орбита проходит рядом с Землей, находятся под постоянным контролем. Ученые знают, когда тот или иной объект пройдет рядом с Землей и на каком расстоянии. В случае возникновения потенциальной опасности астрономы оповещают МЧС, а те уже непосредственно местных жителей в том регионе, куда должно прийтись падение. Точное место падения астрономы могут сказать за 4-5 часов, а иногда и за сутки до происшествия, этого вполне достаточно, чтобы объявить эвакуацию.

Угрозы, идущие с обратной стороны от Солнца, можно обнаружить заранее, задолго до их приближения к Земле. Однако есть область звездного неба, которую исследовать очень сложно — это область со стороны Солнца. Оно светит так ярко, что делает наблюдение неба практически невозможным. Поэтому появление астероидов с той стороны становится неожиданным в том числе и для астрономов. Так и получилось в случае с чебаркульским болидом.

Фото: Алексей БУЛАТОВ / Комсомольская правда

После падения метеорита в 2013 году стало понятно, что с этим надо что-о делать. NASA в несколько раз увеличило финансирование программы по изучению околоземных астероидов. Кроме того, астрономы сейчас как раз заняты разработкой таких систем, которые предупреждали бы о приближении таких объектов со стороны Солнца.

Сейчас мы знаем о 13 астероидах, которые могут упасть на Землю в этом году, но все они настолько малы, что либо полностью сгонят в атмосфере, либо до поверхности нашей планеты долетят лишь незначительные осколки. Существует целый каталог объектов, о которых мы знаем. Ни один из них в ближайшие 10 лет угрозы для нас не представляет. Но вероятность появления астероида с солнечной стороны есть всегда.

Как вести себя при падении метеорита

А вот и несколько правил, которые помогут вам остаться невредимыми в случае появления «братьев» челябинского метеорита.

Найти безопасное место. Лучше всего выйти на свободное пространство, вдали от высотных зданий и электросетей. Если вы находитесь дома, то отключите электричество и покиньте помещение, при этом ни в коем случае не пользуйтесь лифтом.

Не приближайтесь к окнам. Большинство пострадавших от челябинского метеорита — это те, кто наблюдал за падением астероида из окна. Взрывная волна от метеорита разбила окна, в результате чего осколки нанесли травмы чересчур любопытным челябинцам. Увидев метеорит или узнав о его приближении, держитесь подальше от стекол.

Не прикасаться к осколкам. Первое желание после падения метеорита — пойти посмотреть на него и найти осколки загадочного «пришельца из космоса». Однако прикасаться к частям астероида ни в коем случае нельзя — можно получить серьезную дозу облучения радиацией.

На Землю надвигается астероид-«консервная банка»